Наращивая объемы экспорта в Китай современных вооружений, Москва также намерена активно развивать двустороннее сотрудничество и в области гражданской авиационной техники. По словам первого заместителя генерального директора Росавиакосмоса Валерия Воскобойникова, в качестве знакового события можно рассматривать подписанный контракт на поставку китайской стороне пяти самолетов Ту-204. Этим документом также предусмотрен опцион еще на 10 машин марки "Ту". Как подчеркнул Воскобойников, "мы рассчитываем, что поставки российской гражданской авиатехники нового поколения в Китай будут расширяться".
Отметим, что китайский рынок весьма привлекателен для производителей гражданской авиатехники. Не случайно, что здесь уже давно и активно работают такие мировые гиганты, как американский "Боинг" и европейский консорциум "Эрбас индастри". В ближайшей перспективе Пекин намерен закупить около 200 новых гражданских авиалайнеров, и российский авиапром не должен упустить такой шанс.
Москва уже направила Китаю коммерческие предложения по приобретению самолетов Ту-214, Ил-96-300, Ил-103, Ил-114, которые должны заменить имеющуюся в КНР старую советскую авиатехнику. Однако наиболее приемлемой для Пекина машиной, как считают эксперты, может стать новый российский многофункциональный грузопассажирский самолет Су-80, идеально подходящий для эксплуатации в китайских условиях, где во многих районах отсутствует развитая аэродромная сеть и сопутствующая инфраструктура.
Хорошие перспективы открываются и в области космоса. Пекин воспользовался российским опытом по отбору и подготовке кандидатов в космонавты. Группа китайских специалистов уже прошла стажировку в Центре подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина. Это позволило КНР использовать российские методики для первого китайского отряда космонавтов. Таким образом, вслед за Россией и США в ближайшем будущем Китай станет третьей страной в мире, самостоятельно отправившей человека в космос.
Чжухай-Москва