Как выясняла всезнающая статистика, "Газпром" не только настаивает на крупномасштабном повышении тарифов на свою продукцию, но и ужесточает контроль за оплатой уже поставленного топлива. Потребитель же, хотя и платит больше, старается рассчитываться с помощью бартера и всевозможных финансовых суррогатов. Причем наращивание объемов неденежных форм расчетов с газовой монополией уже приобрело вполне ощутимые размеры.
Согласно обнародованным вчера данным Госкомстата, объем оплаченной продукции газовой монополии в августе составил 100,4 млрд. руб., что на 9,1% больше, чем месяцем раньше. Поступление живых денег по сравнению с июлем увеличилось на 7,3%. Но это далеко не вся правда о расчетах потребителей с монополией. Одновременно доля векселей в общем объеме оплаты продукции потребителями увеличилась на 58,2%, рост взаимозачетов составил 11,1%, бартерный оборот увеличился в 3,3 раза. В целом доля расчетов денежными средствами в "Газпроме" в августе снизилась по сравнению с июлем на 1,5 процентного пункта. Соответственно вырос объем вексельных расчетов.
Между тем сам "Газпром" старается сократить объем привлечения средств под свои векселя. К концу года монополия планирует выпустить на внутреннем рынке свой облигационный заем на сумму 5 млрд. руб. Окончательная дата начала размещения облигаций будет утверждена советом директоров "Газпрома" после завершения госрегистрации выпуска в ФКЦБ.
Этим выпуском, который готовился почти два года, "Газпром" планирует положить начало развитию рынка своих облигаций. Как заявил "НГ" руководитель пресс-службы "Газпрома" Игорь Плотников, для компании выпуск внутренних облигаций хорош тем, что "позволяет диверсифицировать источники привлечения капитала, одновременно удлиняя сроки и снижая стоимость этого привлечения". "Газпром" постоянно нуждается в заимствованиях на пополнение оборотных средств, но сейчас большинство крупных российских банков, работавших с монополией, уже исчерпали кредитные нормативы на одного заемщика. А выпуск внутренних облигаций позволяет газовой монополии привлекать и иные ресурсы отечественного бизнеса. Как заявил "НГ" аналитик инвесткомпании "Проспект" Михаил Зак, это "удобный способ для компании, которой требуются огромные средства на ввод того же Заполярного месторождения", тем более что эффективность такого способа привлечения средств на внутреннем рынке уже была доказана алмазной компанией "Алроса" и рядом металлургических компаний.