Вчера правительство фактически признало, что проведение реформы электроэнергетики будет отложено. Говоря о реструктуризации отрасли, премьер Михаил Касьянов заявил, что этот процесс должен быть осознанным как со стороны правительства и Федерального собрания, так и со стороны руководителей регионов. "Реформа электроэнергетики - это та реформа, которая может вызвать политические всплески и эмоции", поэтому осенью в Госдуме будут "вновь детально обсуждаться" все наиболее спорные вопросы будущих преобразований, заявил премьер.
Сроки начала реальных преобразований в энергетике, видимо, совпадут с завершением выборных кампаний - думской и президентской. Как заявил Касьянов, свободный рынок электроэнергии и газа в России может появиться в течение ближайших пяти лет, а может быть, и чуть раньше. "Пока же на протяжении переходного периода процесс формирования тарифов на услуги естественных монополий должен оставаться под контролем государства", - считает премьер-министр. Взамен естественным монополиям в очередной раз предлагается озаботиться снижением собственных издержек. Без таких мер повышение тарифов "политически неприемлемо", так как в этом случае "оно осуществляется за счет населения и промышленности". "Надеюсь, этой осенью мы еще дальше продвинемся по этому пути, изучим бюджеты корпораций, что позволит определить уровень изменения их тарифов в 2003 году", - отметил Михаил Касьянов.
Механизм добюджетного утверждения тарифов на будущий год буквально на днях может обрести статус закона. В ближайшую пятницу, 27 сентября, на пленарном заседании Госдумы пройдет третье чтение поправок в Закон "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ". Как следует из текста законопроекта, указанные тарифы на очередной финансовый год должны утверждаться ежегодно до принятия федерального и региональных бюджетов.
Между тем едва ли не главным событием осеннего политического сезона станет рассмотрение Госдумой законопроектов по реформированию электроэнергетики. Правительственный пакет, над которым все лето трудилась согласительная комиссия, поступил в нижнюю палату парламента в конце прошлой недели и может быть рассмотрен в первом чтении уже в начале октября.
Как сообщают в думской фракции "Отечество - Вся Россия", в ходе согласований (на прошлой неделе состоялось заседание депутатского объединения с представителями Минэкономразвития и РАО "ЕЭС России") удалось договориться по многим принципиальным вопросам. В частности, речь идет о возможности увеличения доли государственной собственности в Федеральной сетевой компании (ФСК), обеспечивающей управление единой национальной электросетью, и в Системном операторе, осуществляющем функции оперативно-диспетчерского управления, до 75% плюс одна акция. Предполагается, что это позволит государству в достаточной мере влиять на принятие решений в энергетике.
Сегодня то же объединение ОВР и ряд других проправительственных фракций утверждают, что "принятие законов в первом, а затем во втором и третьем чтениях не будет затягиваться". Однако большого влияния на темпы проведения реформ это не окажет. Законы, которые предстоит утвердить Думе, носят рамочный характер. И поменять их, не вступив в противоречие с известным (и еще более рамочным) постановлением правительства 526, которым в прошлом году были провозглашены основные принципы энергореформы, невозможно. Теперь дискуссии неминуемо спустятся на менее концептуальный уровень. Под огнем критики окажутся критерии, по которым собственность нынешнего РАО "ЕЭС" и региональных энергосистем должна будет перераспределяться между новыми структурами, которые появятся в ходе реформы. Речь идет о различных видах электросетей, которые войдут в состав ФСК, и о способах формирования генерирующих компаний. И в том и в другом случаях списочный состав имущества (генкомпании) и критериев (сети) уже утвержден правительством. Так что добиться пересмотра будет очень сложно. А значит, начало реформирования РАО еще больше отодвинется.