На столичном рынке нефтепродуктов происходит очередной передел. Суть перемен заключается, с одной стороны, в том, что на рынке появляются новые серьезные игроки, с другой - в вытеснении крупными компаниями частных автозаправок. Вчера, например, о своей стратегии в столице заявила компания "Сибнефть". Она в равной степени делает ставку на построенные собственными силами и перекупленные АЗС.
Несмотря на жесточайшую конкуренцию, "Сибнефть" рассчитывает заполучить не менее 10% бензинового рынка Москвы и Московской области, на что компания только в этом году затратит почти половину всех средств, которые планировалось инвестировать в развитие реализационной сети, - 30 из 65 млн. долларов. Собственно экспансия "Сибнефти" на столичный рынок нефтепродуктов уже началась. С начала года компании удалось приобрести 26 автозаправочных станций и пять площадок под строительство (на четырех работы уже ведутся). По словам вице-президента компании Валерия Ойфа, до конца этого года "Сибнефть" планирует контролировать в Московском регионе 80 АЗС, причем из них в собственности компании будут находиться 30-35 станций. В 2003 году компания намерена увеличить свою сбытовую сеть в столице и области до 100 собственных АЗС и контролировать еще 100 автозаправочных станций, которые сейчас находятся в частных руках.
Основой для выхода на столичный рынок стала прошлогодняя сделка по приобретению крупного пакета акций (36%) Московского НПЗ, а также 15,4% в компании "Моснефтепродукт". Приобретение пакета МосНПЗ обошлось компании в 254 млн. долл., причем сейчас скупка акций этого предприятия продолжается. В настоящий момент "Сибнефть" строит свои отношения с предприятием на основе долгосрочного соглашения, которое позволяет компании перерабатывать не менее 350 тыс. тонн нефти в месяц на основе коммерческого процессинга.
Столичная розница является не единственной сферой перспективных интересов "Сибнефти". В ближайшие два года компания планирует занять 20% розничного рынка Санкт-Петербурга. Как уточняет первый вице-президент Александр Корсик, для этого нужно создать сеть реализации из как минимум 70 автозаправщик. Причем, по словам Валерия Ойфа, сейчас "Сибнефть" завершает переговоры о приобретении розничной сети в Северной столице, а до конца будущего года собирается обзавестись там еще пятьюдесятью АЗС. Всего же сбытовая сеть "Сибнефти" насчитывает около 1000 автозаправок, расположенных в основном в Сибири и на Урале. Сегодня более 60% светлых нефтепродуктов, вырабатываемых компанией, реализуется через собственные сбытовые предприятия. Причем, как подчеркивает первый вице-президент Корсик, компания принципиально отказалась от поставки на внутренний рынок сырой нефти - она идет только на экспорт (37% добычи компании).
Вчера представители "Сибнефти" обнародовали планы участия компании в реализации кувейтских проектов. В свое время правительство Кувейта выразило недовольство работой национального предприятия и объявило тендер на участие международных нефтяных компаний в разработке четырех нефтяных месторождений на севере страны. Как отмечают эксперты, эти месторождения относятся к одному из богатейших нефтяных районов региона Персидского залива. По словам Александра Корсика, в настоящее время завершен первый этап тендера. Квалификационный отбор прошли 19 компаний со всего мира. Из них 7-8 компаний собираются участвовать в проекте в качестве оператора. В ходе второго этапа тендера будут сформированы консорциумы, которые будут бороться за участие в проекте. А итоги конкурса окончательно определяться уже осенью этого года.