Фитнес-индустрия переживает новый бум. Впрочем, новое здесь, как обычно, оказывается хорошо забытым старым. Кто не помнит качков времен перестройки, укреплявших мускулы на чуть ли не самопальных тренажерах в подвалах жилых домов и арендованных где ни попадя помещениях? Качественная фитнес-индустрия начала развиваться в России как бы с нуля: в Москве и других больших городах появились дорогие элитные клубы, мало чего общего имеющие с подвалами прошлого. Теперь фитнес-центры созрели для того, чтобы вернуться к истокам народной любви - к тренажерам. Иными словами, интерес клубного спортивного бизнеса сосредоточен сейчас на спальных районах больших городов и регионах, где спрос на эти услуги огромен.
По самым скромным подсчетам, оборот фитнес-индустрии в Москве составляет около 200 млн. долл. в год. Ежегодно в столице открывается около пяти новых фитнес-клубов. Тем не менее спальные районы (а тем более регионы) остаются непаханой целиной. В ближайшее время ожидается увеличение количества фитнес-центров на 30-50%.
Верхняя ценовая ниша в бизнесе, делающемся на борьбе за красивое тело, занята компаниями World Class, Gold"s Gym, "Планета Фитнес", Sport Line и другими. Компания World Class, открывшая самый первый в России фитнес-центр, продолжает снимать сливки и по сей день: годовой абонемент в ее залы стоит 4 тыс. долл. Gold"s Gym в России - это подразделение американской фитнес-сети, которая во всем мире насчитывает 630 клубов. Особняком в этом ряду стоит "Планета Фитнес". Именно она первой поняла, что в нише очень дорогих клубов больше развиваться некуда, и начала проводить более гуманную ценовую политику. Демократизация "Планеты Фитнес" началась в прошлом году, когда в Москве были открыты два центра, ориентированные на средний класс. И этот первый опыт показал, что потенциальная аудитория фитнес-клубов в столице просто огромна, особенно в спальных районах. Именно туда уже устремились и другие игроки этого рынка. И это вполне понятно: ведь, по оценкам специалистов, более двух десятков дорогих элитных фитнес-клубов столица попросту не потянет, а сейчас их количество вплотную приблизилось к этой отметке. Уже сейчас о намерении снизить цены для привлечения новых клиентов говорят и владельцы раскрученных фитнес-центров. Однако дальше рекламных деклараций продвигаются лишь немногие из них.
Так что будущее и перспективы развития остаются за небольшими центрами, расположенными в обжитых местах. Сейчас "спальный" рынок активно осваивает компания "Рибок-Россия", которая планирует до конца этого года открыть четыре новых центра. В целом же число компаний-новичков, намеренных инвестировать в создание небольших фитнес-центров, стремительно растет, даже несмотря на значительные затраты, которые необходимо сделать на начальном этапе. К примеру, новая профессиональная беговая дорожка марок Paramount или Life Fitness стоит около 10 тыс. долл. Впрочем, как оказалось, расходы на приобретение оборудования можно существенно сократить. Раскрученные фитнес-центры вынуждены непрерывно обновлять парк своих тренажеров. А учитывая, что профессиональное оборудование создается с расчетом на непрерывную работу в течение 10, а то и 12 лет, получается, что техника с четырехлетним пробегом, полностью работоспособная, но устаревшая по меркам крутых клубов, может быть, приобретена чуть ли не за половину ее первоначальной цены. Уже сейчас поиск тренажеров на вторичном рынке становится неплохим выходом для столичных бизнесменов, открывающих недорогие залы в спальных районах, и для региональных фитнес-центров.
Однако бум в фитнес-индустрии имеет все шансы натолкнуться на процесс "одомашнивания" спортивных залов. Особенно эта тенденция заметна в больших городах: те, кому не хватает времени на посещение спортивных центров, обзаводятся собственными тренажерами. Продажи домашнего оборудования для фитнеса с каждым годом растут все более активно.