Турецкие домохозяйки уже вертят краны своих кухонных плит в ожидании российского газа. Так обрисовал в целом ситуацию с реализацией проекта "Голубой поток" зампред правления "Газпрома" Александр Ананенков. Причем на российском сухопутном участке строительства этого газопровода, который Ананенков проинспектировал в конце прошлой недели, работа кипит чуть ли не круглосуточно. Что, собственно, и не удивляет: если газ в Турцию по этому маршруту не придет в октябре, то газовая монополия будет вынуждена ежемесячно выплачивать по 200 млн. долл. в качестве неустойки. Ведь все поставки российского газа в Турцию осуществляются по контрактам take or pay.
Цель поездки газпромовского зампреда на места строительства в Ставрополье и Краснодарском крае заключалась в том, чтобы составить минимальный перечень объектов, которые необходимы для начала поставок топлива. Главное - пустить газ в срок, а наращивать надежность и объемы поставок можно и по ходу дела. По такой же схеме год назад Ананенков ввел в строй Заполярное месторождение, да и знаменитый газопровод Ямал-Европа, работающий уже много лет, до сих пор находится на стадии строительства первой ветки.
Не секрет, что сроки запуска проекта "Голубой поток" переносились уже много раз. Сначала назывался конец 2000 года, затем апрель 2001-го, лето прошлого года и весна 2002-го. В октябре прошлого года премьер-министр Михаил Касьянов установил последнюю дату: газ начнет поступать в Турцию в третьем квартале 2002-го. А в феврале правление "Газпрома" отодвинуло его до октября. Впрочем, все эти годы российский газ в Турцию исправно поставлялся по территории Украины, Румынии и Болгарии. В 2001 году объемы прокачки составили 11,1 млрд. кубометров, а в этом планируется поставить 14 млрд. кубометров. Причем еще в феврале намечалось, что по дну Черного моря в Турцию будет поставлено до конца года еще 2 млрд. кубометров. Собственно, и срок начала поставок в октябре - ноябре был установлен именно исходя из возможности прокачать эти объемы за 2-3 месяца. Впрочем, на самом деле газа может быть поставлено и меньше. В настоящий момент, по словам Александра Ананенкова, объемы прокачки газа еще уточняются. Надо учесть, что и готовность Турции потребить такие объемы российского топлива остается под вопросом.
Причинам, по которым строительство суперпроекта откладывалось, несть числа. Сначала "Газпрому" никак не удавалось договориться с краснодарскими властями относительно землеотвода, потом начались проблемы с поставщиком труб - итальянской компанией Ilva. В этом году возникли трудности с растаможкой оборудования.
Сейчас полностью готово 56 ставропольских километров "Голубого потока". В Краснодарском крае строительство 370 км завершено на 90%. По словам Александра Ананенкова, очень большой объем работ еще предстоит завершить на компрессорных станциях и установках подготовки газа. Причина этого кроется в "поздней комплектации" оборудования, которая, в свою очередь, вызвана длительной растаможкой.
Дело в том, что по существующим в ГТК правилам при поставке комплектного оборудования оно может растаможиваться либо сразу целиком, либо по отдельности, когда оформляется каждая единица в отдельности, что, разумеется, стоит дороже. В феврале - марте этого года "Газпром" попытался ввести несколько необходимых для пуска "Голубого потока" установок по различным контрактам. Причем поставки оборудования для таких комплектных установок продолжались в течение 3-4 месяцев, а по правилам таможни на это должно уходить не больше двух. Как считают представители "Газпрома", имеет место "несоответствие таможенного законодательства реальной практике". И те газпромовцы, кому в будущем не придется непосредственно контактировать с ГТК, говорят, что проблемы с таможней, которая в итоге все-таки дала добро на комплектную растаможку, задержали строительство примерно на три месяца.
Впрочем, не в затягивании сроков строительства заключается главная проблема "Голубого потока". Уже сейчас понятно, что газопровод обойдется значительно дороже, чем планировалось первоначально. Стоимость одних только дополнительных работ по повышению надежности проекта составила 700 млн. руб. На этот год правительство утвердило ставку инфляции на уровне 14%, а "Газпром" исходя из реального положения на рынке закладывает в свои текущие расчеты рост цен на оборудование и материалы в 28%. Кроме того, неизвестно, как отразится на стоимости авральная достройка "Голубого потока" и наводнение: ведь
Напомним, что сметная стоимость "Голубого потока" составляет 3,3 млрд. долл. Проект предусматривает прокладку из России в Турцию по дну Черного моря двух нитей газопровода мощностью 8 млрд. кубометров каждая. Его на паритетной основе финансируют "Газпром" и итальянская ENI. Российская монополия строит сухопутную часть газопровода по территории России и участвует в прокладке морской части. К 2008 году поставки газа должны составить 16 млрд. кубометров в год, а доход "Газпрома" - более 1,7 млрд. долл. в год.