Под носом у РАО "ЕЭС России" в ближайшее время может быть создан своего рода энергетический консорциум. По крайней мере на днях с инициативой создания единой энергосистемы Южного Кавказа выступило руководство Грузии. И хотя представители российского энергохолдинга пока не склонны воспринимать подобные планы всерьез, аналитики говорят о том, что наша страна теряет свои позиции в этом регионе.
Показательно, что объединительная идея возникла в итоге встречи государственного министра Грузии Автандила Джорбенадзе с региональным директором Европейского банка реконструкции и развития по странам Южного Кавказа Хильдегардой Гашек. По мнению госминистра, этот проект поспособствует укреплению безопасности и активному экономическому развитию региона. Средства на его реализацию планируется получить в качестве кредита от ЕБРР, который и сам "в настоящее время рассматривает возможность осуществления в стране ряда перспективных проектов в сфере энергетики".
В основу реализации проекта единой закавказской энергосистемы, по данным информационного центра грузинской госканцелярии, может быть положено комплексное освоение имеющихся в этой стране гидроресурсов, а также запасов природного газа Азербайджана. Причем и сама эта республика может похвастаться успехами в международном сотрудничестве.
В настоящий момент Министерство экономического развития Азербайджана подготовило контракты на передачу в долгосрочное управление электросетей трех городов Азербайджана (Алибайрамлы, Гянджа, Сумгаит). По результатам проведенного недавно конкурса, две из них достались бакинским же инвесторам, а Сумгаитская электросеть - турецкой компании Barmek Holding. Как сообщили "НГ" в департаменте по связям со СМИ РАО "ЕЭС", российский энергохолдинг в этом тендере участия не принимал, а на победу турецкой компании реагируют спокойно - "нам все равно, кому продавать электроэнергию". Что касается объединения энергокомпаний Закавказья, то к этому в РАО относятся весьма скептически. "Мы не уверены в способности этих стран обеспечить параллельную работу своих энергосистем без России. И недавняя крупная авария, когда большая часть Азербайджана лишилась энергоснабжения, это только подтверждает", - заявил представитель РАО "ЕЭС".
Однако, как отмечает глава Центра энергетических исследований Александр Ремезов, международная активность Грузии, Азербайджана и Армении на деле означает, что наша страна теряет свои позиции на этом рынке. По его мнению, этому способствует "нервозность из-за проведения энергореформ": зачем заключать с нами контракты, если не знаешь, с кем придется работать через несколько лет. Сейчас Россия имеет с Азербайджаном "копеечные договора" и постепенно теряет рынок сбыта.
Причем с тезисом о технической несостоятельности стран бывшего СССР Ремезов категорически не согласен. "Пять-шесть лет назад энергетика Армении лежала в руинах, но уже два года назад эта республика в чем-то даже превосходила Россию", - отмечает он. Сейчас у Армении имеются собственные резервные мощности, она становится экспортером и уже вполне может конкурировать с нами на энергорынке. Уже сейчас республика поставляет электроэнергию в Иран. А в конце прошлой недели был подписан новый меморандум о сотрудничестве. В соответствии с этим документом реализуется программа строительства Мегринской ГЭС на реке Аракс мощностью в 79 мегаватт и стоимостью 80 млн. долл. и увеличение поставок армянской электроэнергии. А до конца июля планируется подписать соглашение о начале строительства высоковольтной линии электропередачи Сюник-Центр, которое завершится в течение 15 месяцев. Иранская компания "Санир" выделила на реализацию этого проекта 10 млн. долл.
Грузия, по мнению главы Центра энергетических исследований, предлагает объединение потому, что ничего другого она предложить просто не может. Собственных мощностей в республике не особенно много, но она является транзитной при транспортировке электроэнергии в Турцию. Говоря об объединении, Грузия стремится закрепить свои позиции на энергорынке. Причем Турция, где на протяжении ряда лет бурно развивается промышленность и туризм, а значит, и растет энергопотребление, является лакомым куском не только для Закавказья, но и для европейских энергокомпаний. И чтобы восстановить свои позиции на этом рынке, России понадобятся долгие годы.