Пресловутое право "второго ключа", которое все последние годы позволяло региональным властям участвовать в управлении всем процессом недропользования, скоро будет ликвидировано. Разграничение природопользовательских полномочий между федеральным Центром и регионами в течение двух дней обсуждалось в Министерстве природных ресурсов: во вторник там состоялось Всероссийское совещание с представителями регионов, а вчера - расширенное заседание коллегии. И как в итоге подчеркнул глава этого ведомства Виталий Артюхов, именно МПР является ведомством, "несущим всю полноту ответственности за реализацию государственной политики в сфере недропользования".
До недавнего времени полномочия в сфере природопользования Центр и регионы делили на основе подписанных еще в середине 90-х годов соглашений, которые, по словам главы управления МПР Дмитрия Кисилева, зачастую "противоречили Конституции и действующему закону о недрах". В результате местные власти получали возможность фактически самостоятельно управлять природными ресурсами и контролировать природоохранную деятельность на своей территории. Однако на сегодня, по словам Кисилева, большинство таких соглашений уже признаны недействительными, региональным властям нужно привести свое законодательство в соответствие с федеральным. И Минприроды им в этом собирается помочь.
Уже на этой неделе министерство направит губернаторам на согласование проект Кодекса о недрах. По словам руководителя законопроектного департамента МПР Юрия Шувалова, этот "существенный по правовому содержанию документ" состоит из 123 статей. Он должен заменить закон о недрах, поскольку является "более актуальным и современным", так как в нем учтены недавно принятые законы, в том числе Уголовный, Административный и Земельный кодексы. Кроме того, специалисты министерства подготовят 5 законопроектов и 4 проекта правительственных постановлений, касающихся как разграничения полномочий между Центром и регионами, так и изменений в Налоговый кодекс и поправок к законам о континентальном шельфе, о СРП. В целом же законотворческие планы министерства предполагают разработку 140 законопроектов и более 300 нормативно-правовых актов в течение ближайших трех лет.
Кроме того, Минприроды сейчас активно работает над созданием системы новых административных органов в сфере природопользования. Речь идет о формировании в каждом субъекте РФ единой властной структуры, в которую входили бы представители самого МПР и региональных администраций. Этому будет предшествовать подписание генерального соглашения между Минприроды и регионами. Проект документа был направлен в администрации регионов еще 20 мая. На сегодня только пять из них - Карелия, Орловская, Тульская, Липецкая и, что закономерно, Тюменская области - категорически отказались заключать соглашение, остальные включились в процесс внесения поправок и согласований. Однако, несмотря на то что Минприроды не подписало пока ни одного соглашения с местными властями, в 20 субъектах Федерации единые природопользовательские органы уже начинают создаваться. Те же регионы, что выступают против создания новой системы властных структур, пытаются создать собственные органы, которые, по сути, дублируют уже имеющиеся территориальные представительства Минприроды. Это, по мнению начальника управления СМПР по работе с регионами Олега Матвеенко, только "мешает работе, создает путаницу и неорганизованность". Тем не менее министерство планирует до конца года создать единые органы в большинстве российских регионов.
Однако, пожалуй, самое главное новшество, за которое ратует ведомство Артюхова, касается изменения механизмов лицензирования. Минприроды намерено отказаться от заявочного принципа выдачи лицензий и предоставлять приоритетное право на разработку недр тем компаниям, которые уже потратились на геологоразведку. В первом квартале будущего года министерство собирается представить программу лицензирования, рассчитанную на период до 2005 до 2010 г. Причем государственное финансирование геолого-разведочных работ планируется сделать программно-целевым. Например, уже сейчас, по словам первого замминистра Виктора Караганова, количество объектов, разведываемых за счет бюджета, сократилось с 1400 до 500: разработка закрытых объектов "в той или иной степени не давала положительных результатов".