Украина уже почти что почувствовала себя монополистом на европейском газовом рынке. На днях премьер-министр республики Анатолий Кинах заявил о "научном доказательстве того, что как минимум на 10 лет вперед энергетическая безопасность Европы будет зависеть от Украины и от надежности ее газотранспортной системы". Разумеется, речь идет о планах по созданию международного консорциума по управлению украинскими газопроводами, которые были обнародованы в недавнем совместном заявлении президентов Украины и России, а также канцлера Германии Герхарда Шредера. Кинах отмечает, что это "серьезный шаг вперед в укреплении национальных интересов Украины на Европейском континенте". Уже сегодня украинский премьер подпишет распоряжение о создании специальной экспортно-аналитической группы по подготовке украинских предложений о создании газотранспортного консорциума. В них правительство республики намерено "максимально учитывать национальные интересы".
По мнению Кинаха, "после такого заявления Украины, России и Германии, к которому проявили интерес и другие европейские страны, в частности Франция и Италия, весь мир понял, что Украина является неотъемлемой частью системы энергетической безопасности Европы и что с ней надо считаться". Теперь, как считают в Киеве, "исчезли все возможности политических спекуляций на темы "обходного газопровода" и "санкционированного отбора". Начинается "прозрачная работа на равноправных рыночных условиях", заявил Кинах, напомнив о необходимости модернизации газотранспортной системы Украины, "чтобы она стала технически и технологически надежной и конкурентоспособной".
Строго говоря, это уже вторая попытка сдачи украинских газопроводов в концессию. В прошлый раз - в ноябре 2001 года - похожее предложение было уже сделано "Газпрому", Shell, Gaz de France, Ruhrgas и Wingas. Российская газовая монополий должна была в соответствии с предложениями украинской стороны заплатить за участие в консорциуме 10 млрд. долл. Но "Газпром" счел эту цену слишком высокой. Gaz de France и Ruhrgas также восприняли предложения Украины сдержанно.
Стоимость украинской газотранспортной системы, по данным на сентябрь 2000 года, когда завершилась проведенная по просьбе ЕБРР экспертная оценка, составила 26 млрд. долл. (из них 3 млрд. - стоимость подземных хранилищ). На сегодня эта оценка может быть выше - 28,7 млрд. долл. газопроводы и 6,1 млрд. долл. - хранилища. Причем еще в 2000 году износ основных фондов в транспортной системе республики равнялся примерно 50%. Пропускная мощность газопроводов Украины рассчитана на 170 млрд. кубометров газа в год. Сейчас через Украину транспортируется более 90 млрд. кубометров российского экспортного газа.
О том, насколько жизнеспособной окажется идея нового консорциума, можно будут судить уже к концу этой недели. 21 июня в Харькове Анатолий Кинах намерен подписать с главой российского правительства Михаилом Касьяновым долгосрочное соглашение об объемах транзита природного газа по украинской территории. Это соглашение на 10 последующих лет будет предусматривать поставки природного газа в объеме около 110 млрд. кубометров ежегодно, что несколько больше, чем в настоящее время. Подписать этот договор и урегулировать наконец свои взаимоотношения стороны не могут уже несколько лет. Сначала мешало воровство нашего транзитного газа со стороны Украины, затем споры о величине задолженности, торги вокруг участия "Газпрома" в приватизации транспортных сетей республики и прочее. Возможно, что на этот раз договор будет подписан. Ведь для России участие в консорциуме (который в принципе и создает основу для урегулирования газовых отношений с братской республикой) является не самым плохим выходом из украинского тупика. Как уже неоднократно заявлялось, строительство обходных магистралей обойдется компании дороже, чем ремонт газопроводов на Украине. А увеличения экспортных потоков с нашей стороны в ближайшие годы не ожидается. Так что России придется действовать по формуле: если не можешь подавить чью-то инициативу, ее нужно возглавить и направить. И если Украина так стремится дружить с Европой, нужно, чтобы это проходило при нашем непосредственном участии.