Завтра вице-премьер Виктор Христенко откроет официальное обсуждение пакета законопроектов о реформе электроэнергетики в Госдуме. Эти документы являются своего рода "энергетической конституцией", которая пояснит, как должна действовать отрасль после реструктуризации и как, собственно, реформу нужно проводить. Первое думское обсуждение состоится на расширенном заседании комитета по электроэнергетике и депутатского объединения "Энергия России". Аналогичные мероприятия в ближайшее время проведут и комитеты по экономической политике и по промышленности, а уже после этого энергетические законопроекты будут вынесены на пленарное заседание, которое состоится 27 июня. По мнению заместителя министра экономического развития и торговли Андрея Шаронова, назначенного официальным представителем правительства при рассмотрении пакетов энергетических законов в парламенте, "прохождение законопроектов будет непростым". Как из-за того, что проблема реструктуризации отрасли очень масштабна, так и потому, что она затрагивает "разные группы интересов". Однако разработавшее законопроекты Минэкономразвития, по словам Шаронова, не считает предложенные документы верхом совершенства и готово вносить поправки.
На сегодняшний день только одна думская фракция - СПС - однозначно поддержала энергореформу. Отрицательные же отзывы на внесенные в Думу законопроекты уже сейчас дали 10 различных регионов. И такая реакция, по мнению Андрея Шаронова, вполне естественна, ведь местные власти предполагается лишить полномочий по утверждению тарифов на электроэнергию. Однако в необходимости такого шага Шаронов надеется убедить депутатов.
Напомним, что парламентариям в первую очередь предстоит рассмотреть базовый закон об электроэнергетике, который описывает всех субъектов энергорынка и их взаимоотношения в постреформенный период. Причем этот проект уже претерпел некоторые изменения благодаря замечаниям Главного государственного правого управления президента, обратившего внимание на ущемление прав независимых от РАО "ЕЭС" владельцев электрических сетей. Теперь ограничения для таких собственников определяются более конкретно - сферой заключения договоров и возможностью выведения сетей на ремонт. Причем касаться это будет только тех сетевых предприятий, которые приобретались до момента вступления закона в силу. Закон об электроэнергетике снабжается подзаконным актом, определяющим график, по которому его нормы начнут применяться. В нем, в частности, будет описан порядок формирования Федеральной сетевой компании и Системного оператора (основных структур постреформенного энергорынка). В обоих компаниях государство должно владеть не менее чем 51% уставного капитала.
Напомним, что члены экспертного комитета Совета Федерации уже заявили, что закон об электроэнергетике в его нынешнем виде рассматривать очень сложно. В проекте содержится слишком много норм, отсылающих к правилам функционирования рынка, которых сейчас нет и в помине. А без этого оценить содержание и полезность документа очень сложно.
Еще один законопроект - поправки в действующий Гражданский кодекс - расширит возможности участников энергетического рынка по заключению договоров и позволит продавцам прекращать подачу электричества потребителям в случае неуплаты. При этом Шаронов пообещал, что сама процедура отключения не будет отдана на откуп поставщику. Ее планируется четко описать в отдельном законе либо же постановлении правительства.
Третий закон - о регулировании тарифов на тепловую и электрическую энергию - как раз и вызывает наибольшую "аллергию" региональных властей. По нему вся власть по утверждению тарифов на электроэнергию сосредотачивается "в одних руках", причем на федеральном уровне. Местным властям фактически остается только регулирование теплотарифов для котельных. Аналогичные поправки по переориентации тарифной деятельности с регионального уровня на федеральный предполагается закрепить и в законе об энергосбережении. И, наконец, последний из внесенных в Думу законопроектов - о естественных монополиях - был разработан Министерством по антимонопольной политике. В нем планируется четко зафиксировать, какие виды деятельности следует считать монопольными, и что должно означать отсутствие дискриминации по отношению к независимым компаниям.