Федеральная энергетическая комиссия скоро может прекратить свое существование. По крайней мере на бумаге. На днях Министерство экономического развития и торговли внесло в правительство доработанный вариант изменений и дополнений в федеральный закон о государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию. Этот законопроект уже был в конце декабря прошлого года в целом одобрен на заседании правительства и скоро поступит на рассмотрение депутатов Государственной Думы. Таким образом, Федеральная энергетическая комиссия может лишиться единственного упоминания в российском законодательстве, фиксирующего ее существование. Теперь устанавливать цены на энергию будет просто "федеральный орган по регулированию тарифов", находящийся в ведении правительства. Как отмечал в свое время заместитель министра экономического развития Андрей Шаронов, "речь идет о большей централизации функций регулирования и об отказе от разделения компетенции правительства и федерального органа исполнительной власти". Федеральная энергетическая комиссия фактически утратит свою самостоятельность и превратится в еще одно подразделение правительства. Скорее всего ФЭК будет переименована и обезличена, ведь, как отмечают в Минэкономразвития, структура, занимающаяся транспортными тарифами, не может называться энергетической. По имеющимся сведениям, уже начался поиск кандидата на роль нового главы тарифной структуры.
В ожидании скорых перемен руководство Федеральной энергетической комиссии развило бурную деятельность, для которой у опрошенных правительственных чиновников просто не находится определений. Если в конце прошлого года главу ФЭК Георгия Кутового обвиняли в бездействии, то в начале января он начал ужасно спешить. В минувшую среду премьеру Михаилу Касьянову пришлось отменить утвержденное комиссией повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки. Теперь повышение тарифов для Министерства путей сообщения будет совмещено с их унификацией. Речь идет о существовавшей до последнего времени разнице в ценах на грузоперевозки внутри России и за рубеж. На протяжении всего 2000 года Министерство по антимонопольной политике препиралось по этому поводу с МПС. Теперь же в первом квартале ожидается 14-процентное повышение тарифов на грузоперевозки (отложенное Касьяновым) и еще 11-процентное - за счет унификации. Второй этап роста тарифов - на 4% - ориентировочно намечен на июль.
Любопытно, что отмена решения ФЭК была мягко мотивирована тем, что январь традиционно является "инфляционным" месяцем, а вовсе не тем, что правительство еще не успело в целом определиться с тарифной политикой на 2002 год. Общий график повышения тарифов всех естественных монополий может быть утвержден в феврале, после рассмотрения соответствующего вопроса на заседании правительства 24 января. Но ФЭК поторопилась не только с этим. На последнем заседании правления комиссии была утверждена инвестиционная программа РАО "ЕЭС России". Объем финансирования основных энергообъектов составил 16,7 млрд. руб. Однако, как отмечают в Минэкономразвития, инвестпрограммы всех естественных монополий тоже еще не утверждены правительством. Планы энергетиков - РАО "ЕЭС" и концерна "Росэнергоатом" - должны рассматриваться кабинетом министров только в феврале, инвестпрограмма "Газпрома" - в марте, а Министерства путей сообщения - в конце января.
Все это вместе взятое как минимум говорит о том, что Федеральную энергетическую комиссию лихорадит. Напомним, что идея создания Единого тарифного органа для увязки вопросов повышения тарифов в смежных естественно-монопольных отраслях (например, таких, как энергетика и железнодорожные перевозки) возникла еще прошлой зимой. К середине лета Минэкономразвития подготовило проект создания независимого органа, подчиненного управлению макроэкономического анализа правительства. Эта структура была призвана приглядывать за монополиями и заставлять их снижать издержки. Со своей стороны, Федеральная энергетическая комиссия настояла на том, чтобы ЕТО создавался на ее базе, а не на пустом месте. Затем был указ президента, в котором ФЭК, Минэкономразвития и Министерству по антимонопольной политике (МАП) предписывалось в двухмесячный срок подготовить предложения по передаче комиссии дополнительных полномочий в сфере регулирования естественных монополий. Однако претензиям Георгия Кутового на роль "тарифного" министра не суждено было сбыться. Все закончилось усилением влияния правительства на процесс ценообразования в естественных монополиях.