В очередной раз отечественные нефтяники обсуждают, как лучше соблюсти национальные интересы нашей страны. На этот раз - по поводу участия или неучастия России в проекте нефтепровода Баку-Джейхан. Для неосведомленных поясним, что речь идет о турецком маршруте экспорта каспийской нефти. Россия традиционно выступала против него, предлагая вариант с транспортировкой на свой порт Новороссийск, откуда танкерами нефть отправлялась в Средиземноморье.
Говорить здесь вроде бы не о чем. В наших национальных интересах переброска каспийской нефти в Европу через российский терминал. С этим, кстати говоря, никто не спорил почти вот уже 10 лет. Начали только сейчас.
У обеих сторон свои доводы. Одни утверждают, что следует любой ценой держаться за доходы от нефтяного транзита по российской территории. А потому турецкое направление перекачки нефти вообще не должно обсуждаться. И они где-то и в чем-то правы.
Другие тоже где-то и в чем-то правы. Они обращают внимание на то, что глухая и непримиримая оппозиция турецкому маршруту больше не будет иметь успеха. Прежде проект Баку-Джейхан был финансово убыточным. Поэтому западные компании не хотели в нем участвовать, тем самым косвенно поддерживая позицию России.
Однако в последние месяцы был разработан принципиально новый проект. Отныне рентабельность участия достигла 24,5%. Это прибыль, от которой никто не сможет отказаться. А потому непримиримая позиция России в отношении данного проекта оказывается бесполезной - у нефтепровода Баку-Джейхан обязательно найдутся акционеры и он обязательно будет построен.
Кроме того, пропускная способность пролива Босфор, по которому российская и каспийская нефть идет в Европу, уже достигла максимума. В дальнейшем России в любом случае придется искать обходные пути для транспортировки своей нефти. Обсуждавшийся несколько лет проект Бургас (Болгария)-Александрополис (Греция) остается в зачаточном состоянии. Для нашей страны альтернативы трубопроводу через территорию Турции сегодня нет.
Противники турецкого маршрута утверждают, что "закачать" нефтепровод Баку-Джейхан российской нефтью просто невозможно, а потому нечего в нем и участвовать. Их оппоненты обращают внимание, что организаторы проекта по экономическим и политическим соображениям чрезвычайно заинтересованы в том, чтобы прокачивать запасы нефти российской части Северного Каспия. Соответственно, в случае российского участия в проекте можно было бы предложить его организаторам прокладку трубопровода по российской территории от Казахстана до Азербайджана с северной стороны Каспия, так, чтобы добываемая там нефть отправлялась на экспорт по этому трубопроводу.
Очень бьющий по национальному самосознанию аргумент: прежде США категорически настаивали на турецком варианте, ставя свои геополитические интересы в регионе выше финансовой прибыли американских компаний. Соответственно тот, кто сейчас готов поддержать проект Баку-Джейхан, является предателем российских национальных интересов.
Опровергать этот тезис чрезвычайно трудно, поскольку психологически он безупречен. Действительно, американская администрация вела и ведет в каспийском регионе двойную игру. Действительно, Вашингтон будет вести ее и дальше, особенно когда ему в нынешних условиях жизненно важно получить для мировой экономики новый источник поступления 50 млн. т нефти в год. И действительно, позиция Соединенных Штатов ущемляет российские интересы в Каспийском регионе.
Впрочем, этот тезис безупречен только психологически. На деле интересы России и мировой экономики крайне взаимосвязаны. Лучше всего мы чувствуем на себе справедливость этого утверждения именно сегодня, когда международные экономические проблемы вызвали резкое падение цен на нефть, что, как известно, привело российский бюджет на грань секвестра.
Кроме того, любой разговор о национальных интересах предполагает существенную долю цинизма. Безусловно, что для России было бы лучше транспортировать всю каспийскую нефть через свою территорию и через свой порт Новороссийск. Но уже в ближайшем будущем это будет невозможно из-за проблемы Босфора. В этой ситуации можно зациклиться на своих обидах. А можно постараться обратить временное поражение по крайней мере в частичную победу. Именно этого и хотят сторонники присоединения России к проекту Баку-Джейхан.
Их противники утверждают, что проект не может быть финансово рентабельным просто по той причине, что в азербайджанской части Каспия нет достаточно нефти, чтобы заполнить нефтепровод, идущий по турецкому маршруту. Однако это неверно. Нынешний вариант проекта основан на том, что для того, чтобы трубопровод приносил прибыль, достаточно одной только азербайджанской нефти. Иными словами, обе стороны пользуются разными данными. Одни - старыми, другие - новыми.
К тому же в этом году в казахстанской части Северного Каспия было завершено бурение, предварительно подтвердившее огромные запасы нефти на месторождении Кашаган. В этих условиях загрузка трубопровода Баку-Джейхан фактически обеспечена, как, впрочем, и его рентабельность.
Еще один аргумент "против" - противоречие между традиционным российским намерением транспортировать всю нефть, добываемую в Центральной Азии, по своей территории и поддержкой проекта прокачки нефти на Джейхан. Это тоже сильный аргумент, особенно учитывая финансовую сторону дела. Другой вопрос, что российских транспортных мощностей в будущем не хватит для того, чтобы экспортировать в Европу всю казахстанскую и туркменскую нефть через Новороссийск и Босфор. Даже если российский вариант экспорта будет дешевле альтернативных. И без них все-таки не обойтись. Возможно, что было бы лучше, если бы Россия так или иначе их контролировала благодаря участию в них своих компаний.
Высокопоставленные представители "Транснефти" утверждают, что по России поездили некие американские эмиссары, которые уговорили некоторые компании поддержать проект Баку-Джейхан. В общем-то, аргумент этот из советского прошлого, когда во всем видели происки западного империализма. Однако сегодня этот довод не работает. Любая крупная российская компания действует исходя из своих стратегических интересов. Какими бы ни были доводы неких "американских эмиссаров" (даже если последние действительно имелись в наличии), российские нефтепромышленники - откровенные соперники, а не послушные клиенты их посланцев. Российские нефтяники давно уже считают себя по крайней мере на равных с западными нефтегазовыми корпорациями и частенько обходятся с ними чрезвычайно жестко. Эта линия много лет свойственна таким компаниям, как "ЛУКОЙЛ", ЮКОС, ТНК.
Сторонники присоединения к проекту Баку-Джейхан имеют и другие аргументы. Они считают, например, что легкая малосернистая каспийская нефть представляет собой конкурентную опасность российской Urals, и хотя бы частичный контроль над нефтепроводом со стороны российских компаний поможет России направить каспийскую нефть на рынки, где они не будут представлять опасность для российских интересов.
Кроме того, существенную проблему для Urals представляет украинский нефтепровод Одесса-Броды, по которому каспийская нефть может пойти в Восточную и Центральную Европу - традиционное место сбыта российской нефти. А вот осуществление проекта Баку-Джейхан поможет избежать этой опасности, поскольку маршруты транспортировки будут направлены в Средиземное море, США и Северную Европу. И участие российских компаний поможет реализовать именно эти направления.
Как бы то ни было, дискуссии между нефтяниками сейчас в самом разгаре. Другое дело, что конечное решение о том, вступать ли в проект Баку-Джейхан или остаться в стороне, принадлежит правительству. Можно не сомневаться, что его решение будет сделано с полным учетом национальных интересов. Важно лишь, чтобы оно было быстрым.