Очередная авиакатастрофа в Нью-Йорке показала, что мировая экономика теперь реагирует только на теракты. Информация о том, что падение Airbus A300 и гибель 265 человек вызвана технологическими неполадками, тут же успокоила ринувшиеся было вниз мировые индексы. Даже крупнейшие авиакомпании на другой же день успели восстановить падение биржевых котировок.
Как отмечают западные наблюдатели, трагедия в аэропорту Нью-Йорка произошла в худший момент для авиакомпании American Airlines, и без того завершившей третий квартал с рекордными потерями. Новый инцидент может привести к тому, что компания не получит кредит в размере 1 млрд. долл., необходимый ей для восстановления нормальной работы после 11 сентября. Кроме того, авиакатастрофа наносит сильный удар по всей авиапромышленности. Потери девяти основных авиакомпаний США составили с июля по сентябрь 2,5 млрд. долл., и в четвертом квартале эти цифры будут еще больше, несмотря на правительственную поддержку в размере 15 млрд. долл. Страховые компании должны будут выплатить в связи с этой катастрофой около 1,5 млрд. долл. Среди жертв катастрофы - также гостиничные и туристические компании. Однако за пределы круга непосредственно затронутых крушением самолета фирм влияние очередной трагедии в США вышло лишь ненадолго.
Фондовый рынок США вообще отреагировал на падение крайне вяло. В течение двух часов, пока обе версии катастрофы - тeракт и технические неполадки - рассматривались как равнозначные, некоторые игроки поспешили избавиться от акций авиакомпаний, а Dow Jones снизился на 0,6%. В Европе после резкого падения фондовых индексов на торговой сессии 12 ноября вчера ведущие показатели рынков повысились. Во Франкфурте DAX вырос на 1%, в Париже CAC - на 2,1%, в Лондоне FTSE 100 - на 1,5%. Причина позитивного движения индексов заключается "в отсутствии причин полагать, что падение самолета в Нью-Йорке было террористическим актом", отмечают аналитики. Акции ведущих европейских авиакомпаний вчера восстанавили утраченные позиции. Котировки British Airways повысились на 4,5%, Air France - на 4,3%, Lufthansa - на 2,6%.
Пожалуй, только разницей во времени можно объяснить замедленную реакцию рынков стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Прогноз, согласно которому количество авиапассажиров после крушения самолета в США должно еще больше снизиться, привел к тому, что ведущие фондовые индексы стран АТР снизились вслед за падением акций авиакомпаний. Индекс Nikkei в Японии понизился на 0,51%. Во время вчерашней утренней сессии индекс упал ниже уровня 10 000 пунктов впервые за последний месяц, а к концу дня его движение остановилось на уровне 10 030,56. При этом котировки крупнейшего японского авиаперевозчика Japan Airlines упали на 2,36%, All Nippon Airways - на 2,89%. По тем же причинам на 0,6% снизился фондовый индекс на Тайване. Котировки China Airlines снизились на 4,6%, EVA Airways - на 4,8%. В Австралии фондовый индекс упал на 0,4% вследствие снижения котировок авиакомпани Qantas на 0,5%.
При этом авиакатастрофа в Нью-Йорке ненадолго активизировала падение нефтяных котировок, временно достигшее 1,5 долл./барр. Она снова дала повод опасаться, что спрос на авиационное топливо опять начнет падать. Влияние этих прогнозов стало очевидно даже на фоне других факторов, негативно влияющих на нефтяные цены, - опубликованного в Париже доклада Международного энергетического агентства (МЭА), в котором констатируется падение мирового спроса на нефть в третьем квартале 2001 года, и решения России о символическом снижении добычи нефти. Однако и в этом случае Запад быстро оправился от потрясений. На рынке возобновился слабый рост нефтяных котировок, о чем свидетельствуют результаты утренних сделок в системе электронных торгов NYMEX ACCESS. Котировка Light Sweet по состоянию на 11:00 мск составляла 21,30 (+0,07) долл./барр. Аналитики полагают, что цены на нефть должны стабилизироваться на фоне ожиданий положительных итогов сегодняшнего саммита ОПЕК в Вене.