СЕГОДНЯ фактически завершается создание компании, которая будет координировать экспортные поставки нефти по Балтийской трубопроводной системе. Правление Федеральной энергетической комиссии на своем заседании утвердит передачу части имущества компании "Транснефть" ее дочерней компании "Балтийские магистральные нефтепроводы". Сегодня эта структура является 100-процентной "дочкой" государственной "Транснефти", однако в дальнейшем доля государства в ней может быть "размыта".
По БТС предполагается прокачивать основные объемы экспортной нефти с месторождений Тимано-Печорской и Западно-Сибирской нефтегазоносных провинций. Напомним, что 1 октября компания БМН приступила к эксплуатации северо-западной части Балтийской трубопроводной системы. В начале ноября должны завершиться работы по прокладке трубопровода под Невой, которые ведет компания "Ленимас". К концу года сооружение первой очереди БТС будет завершено, уже сейчас известно, что два первых танкера с нефтью водоизмещением 150 тыс. тонн отчалят из Приморска в декабре. Запуск этой части Балтийской трубопроводной системы увеличит объем экспортных поставок российской нефти на 12 млн. тонн в год. Недавно "Транснефть" объявила о завершении сделки по привлечению синдицированного кредита зарубежных банков на 150 млн. долл., предназначенного для финансирования завершения строительства и ввода в эксплуатацию первой очереди БТС. Кредит предоставлен на 2 года под обеспечение рублевой выручкой "Транснефти". Он был предоставлен австрийским Raiffeisen Bank совместно с российским дочерним банком ЗАО "Райффайзен Австрия", банки Natexis Banques Populaires и Standard Bank London Limited выступили в роли основных соорганизаторов кредита, "Ситибанк" принял участие в сделке в качестве старшего организатора кредита и "Коммерцбанк Евразия" вступил с синдикат в роли соорганизатора. Получение кредита в "Транснефти" считают "первым шагом на международном рынке капиталов", подтверждающим "приверженность к поддержанию высоких темпов роста компании". Вторая очередь БТС предусматривает увеличение мощности системы до 19 млн. тонн нефти в год и может потребовать вложений в размере до 7 млрд. руб.
Сегодня правление ФЭК утвердит передачу в состав компании-координатора БТС нефтепроводов на участке Ярославль-Кириши и Ярославль-Полоцк, ранее принадлежавших другому подразделению "Транснефти" - ОАО "Верхневолжские магистральные нефтепроводы". В результате уставный капитал "Балтийских магистральных нефтепроводов" составит 1,5 млрд. руб. Со временем он будет увеличиваться, так как после завершения строительства нефтепровода Кириши-Приморск и новых участков на линии Ярославль-Кириши компания "Транснефть" передаст и эти участки Балтийской трубопроводной системы в уставный капитал компании-координатора.
Как отмечают в ФЭК, создание специальной компании для эксплуатации БТС продиктовано "простой бухгалтерской логикой" и необходимостью координации экспортных поставок. Однако стремление руководства "Транснефти" к самостоятельности заставляет усомниться в "простоте" объяснений. В последнее время государственная компания уходит от исключительно транспортного направления в своей работе и предпринимает активные попытки развивать собственную добычу нефти. Вероятно, запуск БТС станет еще одним шагом к независимости. Если "Транснефти" удастся убедить государство в необходимости участия инвестора в "Балтийских магистральных нефтепроводах", то доля государства в компании будет уменьшена.