ИДЕЯ о фактическом запрете ввоза в Россию старых автомобилей начинает приобретать все более отчетливые и реальные формы. В ближайшем будущем правительство планирует повысить таможенные платежи на ввозимые в Россию автомобили, возраст которых превышает 7 лет. Это коснется автомобилей, ввозимых как юридическими, так и физическими лицами.
Сейчас действует система, согласно которой физические лица, ввозящие в Россию автомобили старше трех лет с объемом двигателя менее 2,5 тыс. куб. сантиметров, платят 0,85 евро за один "кубик". Если же объем двигателя старого автомобиля превышает 2,5 тыс. "кубиков", то ставка составляет 1,4 евро за единицу объема. Оптовые фирмы-импортеры платят 25% таможенной стоимости ввозимых автомобилей, но не ниже вышеуказанных ставок за один кубический сантиметр двигателя.
Однако скоро ситуация изменится кардинальным образом. На машины старше семи лет будут введены фактически запретительные пошлины. Об идее запретить ввоз в нашу страну старых иномарок говорили давно. До недавнего времени такие разговоры воспринимались как нежелание (или неспособность?) отечественных производителей создавать конкурентоспособную продукцию, пользуясь защитными мерами.
В последнее время идея ограниченного ввоза стала приобретать все более и более реальные черты. Официально она была озвучена 6 июня на встрече крупнейших автопромышленников с президентом России Владимиром Путиным. Автомобильную отрасль представляли гендиректор "Северстали" Алексей Мордашов (контролирует Ульяновский автомобильный завод), президент "Сибирского алюминия" Олег Дерипаска, компания которого контролирует Горьковский автомобильный завод и холдинг из нескольких автобусных и моторных заводов. Присутствовали также председатель совета директоров "АвтоВАЗа" Владимир Каданников, гендиректор АО "Москвич" Рубен Астарян и гендиректор "КамАЗа" Иван Костин. В рамках этой встречи было высказано много предложений, среди которых прозвучало и предложение об увеличении пошлины на машины старше 7 лет. Согласно идее автопромышленников, пошлина на очень подержанные иномарки должна сравняться с пошлиной на очень новые автомобили.
Пример таких протекционистских мер уже есть. Так, в 1994 году произошло почти двукратное увеличение ставок, пролоббированное Владимиром Каданниковым, занимавшим тогда пост вице-премьера России. Мотивация заключалась в идее защиты отечественного производителя от конкуренции с иностранным "старьем". Сейчас мотивация такая же. Однако на сей раз она подкрепляется довольно существенными аргументами. Дело в том, что в странах - членах Евросоюза планируется в ближайшее время ввести новые, крайне жесткие экологические требования к автомобилям. В связи с этим в ЕС обсуждаются правила, согласно которым старые машины будут утилизовываться на предприятиях, их изготовивших. Поэтому крупнейшим автомобильным компаниям легче их отдать даром, чем тратить деньги на утилизацию.
После того как автостроители озвучили это предложение, Владимир Путин сразу же переадресовал его председателю Государственного таможенного комитета (ГТК) Владимиру Ванину. По имеющейся информации, это предложение уже разослано в различные ведомства на согласование. После этого согласованный вариант представят на рассмотрение правительственной комиссии по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике. Эта комиссия в последнее время уже отличилась тем, что нанесла "ответный удар" по Европейскому союзу, который ограничивает экспорт на свои рынки российской стали. Вероятно, что и в отношении автомобилей будут приняты жесткие меры.
Интересно, что крупнейшие мировые автомобильные компании, закрепившиеся на российском рынке, поддерживают введение таких пошлин. По имеющейся информации, некоторые из них даже принимали активное участие в подготовке аргументационной базы для введения этих пошлин, однако, по понятным причинам, озвучили идею российские производители. Поддержка иностранных компаний вызвана тем, что многие из них уже создали совместные предприятия или "отверточные" сборки в России и не хотят конкурировать с такими же, но подержанными и дешевыми автомобилями, ввозящимися из-за границы.
В связи с введением пошлины в ближайшее время легко спрогнозировать рост цен на машины моложе 7 лет и резкое падение цен на "старушки", ввоз которых на территорию России затруднен. В итоге отечественные автостроители получат гарантированную нишу сбыта дешевых автомобилей, а российский потребитель среднего достатка обретет статус "патриота поневоле".