НЕСКОЛЬКО недель назад председатель правительства России Михаил Касьянов в поездке по Италии предложил местным предпринимателям схему, согласно которой Россия отдает долги в обмен на итальянские инвестиции на ту же сумму в российскую промышленность. Предприниматели выслушали Касьянова внимательно, но инициатива повисла в воздухе: в настоящее время итальянский бизнес имеет прочные контакты в России в основном в нефтегазовом комплексе.
В истории российско-итальянских деловых отношений одним из самых значимых бизнес-проектов до сих пор считается создание большого завода по производству легковых автомобилей. Это произошло в 1965 году и решилось буквально за несколько минут. Итальянцы, узнав о том, что в СССР планируется массовое производство легковых автомобилей, предложили свою техническую помощь, а через три дня на лайнере доставили в Москву три автомобиля 'Фиат-124' (признанные в 1965 году 'моделью года'). Добившись личной встречи с Леонидом Брежневым, гендиректор 'Фиата' Валлета 'пробил' решение о совместном строительстве. При этом патриарх советского автомобилестроения Фиттерман пробовал сказать Леониду Ильичу о том, что есть и другие, например, французские партнеры.
Однако Брежнев в присутствии итальянцев громко сказал: 'Товарищ инженер, хватит заниматься техникой, мы будем заниматься политикой. Италия к нам ближе, чем Франция'. Теперь присутствие концерна 'Фиат' на российском рынке ограничивается продажей всего 2 тысяч автомобилей в год.
Во время визита Михаила Касьянова в Италию состоялось посещение завода 'Фиат' в Турине. Прибывший с ним руководитель 'Сибирского алюминия' Олег Дерипаска подписал с 'Фиатом' меморандум о намерениях, в котором стороны подтвердили принципиальный интерес к сотрудничеству. 'Сибал' и 'Фиат' обязались разработать технико-экономические обоснования по совместным проектам. Планы обширны, особенно с учетом задач самого 'Сибирского алюминия' по созданию всероссийского автомобильного холдинга. Помимо активизации реализации уже существующего проекта сборки автомобилей на основе 'Нижегород моторз' стороны планируют развитие модельного ряда 'Волги', разработку дизельных двигателей для 'Газели', приобретение оборудования для комплектования автомобилей ГАЗа и ВАЗа, применение опыта 'Фиата' для модернизации грузовых автомобилей Уральского автомобильного завода. Кроме того, намечается реализация программы комплексной переподготовки российских специалистов на заводе 'Фиат'.
Все это войдет важной составной частью в стратегию создания 'Сибирским алюминием' автомобильного суперхолдинга, который теперь, возможно, получит значимую поддержку мирового автомобильного гиганта.
Сам же 'Фиат' с начала девяностых годов концентрируется на ключевых направлениях, следуя испытанной логике 'лучше быть лучшим в нескольких отраслях, чем средним сразу во многих'. Вот уже десять лет он избавляется от направлений, которые считает неперспективными.
И это дало свои результаты. Так, с 1990-го по 1999 год прибыль 'Фиата' возросла на 70%. При этом произошло сильное сокращение продаж в самой Италии за счет резкого увеличения экспорта.
Однако теперь в отличие от 1965 года вероятность перерастания проекта в нечто большее зависит в меньшей степени от политической воли (хотя и это важно, так как правительство может ответить отказом на ходатайство 'Сибала' о создании автохолдинга). В первую очередь все будет зависеть от российского бизнеса: насколько последователен будет руководитель 'Сибала' Олег Дерипаска в реализации своих грандиозных автомобильных проектов.