Вот уже несколько лет идет схватка за палладий, в результате которой этот металл бьет все ценовые рекорды. Главными участниками этого противостояния являются, с одной стороны, Россия - основной производитель палладия в мире, а с другой стороны - крупнейшие автомобилестроительные гиганты, которые потребляют львиную долю этого металла (на них приходится около 50% закупок). Однако, по мнению некоторых аналитиков, цена на палладий в следующем году может стабилизироваться.
Всего несколько лет назад мало кто обращал внимание на этот металл из группы платиноидов. В 1996 году его цена не превышала 100 долл. за унцию. Однако всего за несколько лет необычайно большими скачками его стоимость выросла до 900 долл., а, по оценкам аналитика инвестиционной группы "Атон" Александра Агибалова, уже к концу этого года цена на палладий "пробьет" планку в 1000 долл.
Такой рост связан с двумя факторами. Первый - постоянно растущий спрос со стороны автомобилестроителей, использующих его при производстве каталитических нейтрализаторов (устройств, уменьшающих степень загрязнения воздуха). И этот спрос пока превышает возможности увеличения поставок.
До недавнего времени действовал и второй фактор - перед началом каждого года у РАО "Норильский никель" - главного поставщика палладия, возникали трудности с получением лицензии на экспорт, что вызывало неуверенность у потребителей, покупавших все больше и больше палладия впрок. К этому прибавлялись сомнения: а сможет ли отсутствие поставок "Норникеля" компенсироваться продажей металла из национальных стратегических запасов России, объем которых является государственной тайной (по оценкам западных аналитиков, на нашу страну приходится 70% доли мирового рынка палладия).
Но скоро эти два фактора, влиявшие на рост цен, не будут оказывать заметного воздействия. Более того, стоимость металла на мировых рынках пойдет вниз.
Так, сомнения в том, что Россия сумеет поставить металл вовремя, постепенно начинают сходить на нет, так как "Норникель" получил 10-летнюю квоту на экспорт.
Кроме того, у автомобилистов скопились достаточно серьезные запасы палладия, закупленные впрок.
Однако главный фактор, который не сразу, но через несколько лет серьезно скажется на цене, - отказ мировых автомобилестроительных компаний от использования палладия в производстве своих двигателей. Так "Дженерал Моторз" заявила о том, что нашла заменитель этому металлу. И хотя массовое производство альтернативных двигателей сейчас невозможно, но, по оценкам специалистов, реально это произойдет через пять лет.
Эти факторы - гарантированные квоты "Норникеля", запасы автомобильных компаний и ввод альтернативных двигателей - уже в следующем году начнут влиять на рынок палладия. По оценкам Александра Агибалова, уже в следующем году цены стабилизируются на уровне 600 долл. за унцию. Единственный фактор, который теперь может сказаться на цене, - это уровень производства самого палладия и нынешнее состояние запасов.