Производство труб для нефтяников становится очень прибыльным бизнесом, что вызывает попытки установить контроль над этой отраслью.
История вокруг Северского трубного завода (СТЗ), начавшаяся со скупки его акций промышленной группой МАИР и банком "Петрокоммерц", получила на днях неожиданное продолжение. По имеющейся информации, МАИР в ближайшее время может получить, если уже не получила, контрольный пакет акций СТЗ.
Последнего реестра акционеров, отражающего реальный состав, пока никто не видел. Поэтому о раскладе сил можно судить только по заявлениям самих акционеров. Так, крупнейшими собственниками акций СТЗ являются МАИР и коммерческий банк "Петрокоммерц", в свою очередь, принадлежащий "ЛУКОЙЛу". В последнее время все уже успели привыкнуть к заявлениям банка "Петрокоммерц", что ему принадлежит до 40% акций, хотя скорее всего они находятся в его номинальном держании. Однако это дало основание представителям банка присутствовать на собраниях совета директоров завода.
В ближайшее время расклад сил на заводе может сильно измениться. По заявлениям самой МАИР, она контролирует порядка 30% акций СТЗ. Однако, по некоторым данным, этой промышленной группе удалось договориться и о контроле над еще 20% акций. Теоретически это можно сделать, получив контроль над акциями, которые в форме депозитарных расписок (ADR), обращающихся за рубежом, составляют около 25% акционерного капитала завода. Обладающая ими структура, будь то МАИР или "Петрокоммерц", фактически будет хозяином завода.
В самой МАИР эту информацию не подтвердили и не опровергли. Как заявил вице-президент этой промышленной группы Игорь Кузьмин, "в настоящее время мы не ведем переговоров о продаже принадлежащего нам пакета акций и вообще не намерены его продавать, поскольку ситуация с акционерным капиталом изменилась". Но в разговоре было высказано намерение дать официальное сообщение по сложившейся ситуации в самое ближайшее время.
По данным некоторых финансовых аналитиков, в сентябре-ноябре на Берлинской и Франкфуртской фондовых биржах был зарегистрирован необычайно высокий (в 3-5 раз) всплеск объема торгов и цен на ADR Северского трубного завода. И проданные за эти месяцы объемы позволяют получить недостающие до контрольного пакета 20% акций. Практически осуществить покупку всех ADR очень трудно. Дело в том, что у этих ценных бумаг приблизительно 5 тыс. владельцев, реестр которых держится в тайне. Однако можно консолидировать крупные пакеты ADR на нескольких номинальных держателях.
Председатель совета директоров Северского трубного завода Дмитрий Пальцев сказал корреспонденту "НГ", что МАИР с формальной точки зрения вообще не является акционером завода. Но если верить слухам о договоренности МАИР с иностранными акционерами, то, завершив все формальности по скупке, МАИР могла бы созвать внеочередное собрание акционеров - для официального захвата власти. Это, впрочем, только один из вариантов. Например, можно получить у действующих членов совета директоров доверенности на голосование - и взять власть без собрания.
В сложившейся ситуации вполне логичной кажется мысль о банкротстве как единственной возможности для "Петрокоммерца" отстоять свои интересы. Ведь банк, став крупнейшим кредитором, может без труда провести своего представителя на должность арбитражного управляющего и оставить не у дел других крупных акционеров. Для этого надо сбросить часть своих акций на баланс СТЗ по цене, превышающей рыночные котировки. Но при таком повороте событий "Петрокоммерц" отрежет себе путь к мирному урегулированию конфликта с МАИР.