СКАНДАЛ, разгоревшийся вокруг итогов приватизации РАО "Норильский никель", и возможное изъятие у "Интерроса" 38-процентного пакета акций этого предприятия, казалось бы, должны повлиять и на финансовое положение завода. Действительно, после известия об иске Московской прокуратуры акции РАО в торгах РТС упали с 9,2 до 7,8 долл. за штуку. Можно ли быть уверенным в стабильном функционировании предприятия, если оно находится под угрозой смены главного собственника? Эта ситуация повлияла и на мировые рынки платиноидов. Так, цены на платину достигли необычайно высокого уровня - 580 долл. за тройскую унцию (в марте цена была чуть более 450 долл.).
Напомним, что основными поставщиками металлов платиновой группы на мировой рынок являются российские "Норникель", Центробанк и Гохран. Два последних заявили о том, что не намерены продавать свои запасы. Более того, Центробанк держит курс на увеличение своих золотовалютных резервов. Гохран также в 2000 году не будет экспортировать эти металлы. Как еще в мае заявил заместитель главы Гохрана Владимир Рыбкин, исключение может быть сделано только в крайнем случае: если бюджету потребуются большие деньги, а это маловероятно при нынешнем профиците.
Таким образом, отказ от экспорта двух из трех российских поставщиков платиноидов на мировой рынок и напряженная ситуация с главным производителем - "Норильским никелем" привели к бурному росту цен на этот металл. А это, в свою очередь, будет только способствовать росту производства на предприятиях, входящих в "Интеррос".
При этом перспективы роста потребления платиноидов остаются весьма благоприятными. Основными потребителями являются производители автомобилей, которые используют платину в каталитических нейтрализаторах. Заявления крупнейших автомобильных концернов "Ниссан Моторс" и "Дженерал Моторс" о сокращении потребления этого металла серьезно по рынку не ударят. Конечно, нестабильность платинового рынка подталкивает автопроизводителей к отказу от использования этого металла, но сокращение спроса с их стороны будет компенсировано в других сферах. Так, все больше возрастает потребность в металлах платиновой группы в высокотехнологичных отраслях - микроэлектронике и телекоммуникациях.
Но сейчас перед РАО "Норильский никель" стоит уже другая стратегическая задача - не только сохранение своей ниши на мировом рынке металлов, но и его регулирование. Об этом заявил на собрании акционеров РАО председатель совета директоров Юрий Котляр. Такой стратегии способствует то обстоятельство, что "Норникель" контролирует 40-50% мирового рынка платиноидов и занимает 3-е место в рейтинге металлургических компаний мира.
Для реализации такой стратегии "Норникелю" необходимо самостоятельно торговать на международном рынке. Пока он этого делать не может. Все платиноиды являются стратегическим сырьем, и на их продажу введена государственная монополия. Поставки на внешние рынки осуществляются через государственный "Алмазювелирэкспорт". Такая ситуация не устраивала "Норильский никель", который стремился создать собственную сбытовую сеть. Так, еще полгода назад "Норильский никель" договорился с Минфином и "Алмазювелирэкспортом" о покупке дочернего предприятия последнего - компании "Almaz US". Но этому препятствует отсутствие разрешения другого весьма влиятельного участника платинового рынка - Центрального банка России, который закупает драгметаллы и у самого "Норильского никеля". Без его санкции осуществление покупки акций "Almaz US" невозможно.
Видимо, эта проблема поднималась и на недавней встрече главы "Интерроса" Владимира Потанина с президентом России Владимиром Путиным в рамках обсуждения ситуации на мировом рынке палладия. Но, по всей вероятности, экспорт такого стратегического сырья, как платиноиды, данные о запасах которого являются секретными, и впредь будет контролироваться государством. А "Норникелю" останется только наращивать и оптимизировать свое производство.