0
1897
Газета Экономика Интернет-версия

31.03.2000 00:00:00

Неприглядная история затягивается

Тэги: Ванадий, Качканар, ГОК


СИТУАЦИЯ вокруг горно-обогатительного комбината "Ванадий" в свердловском городке Качканаре, о которой "Независимая газета" уже неоднократно рассказывала, на днях получила оценку финансовых экспертов. Аудиторская комиссия, которая приступила к проверке ГОКа вскоре после смены руководства, выявила многочисленные факты нарушений, допущенные бывшим генеральным директором комбината Джалолом Хайдаровым и председателем совета директоров Дамиром Гареевым. Согласно заключению аудиторов, отставное руководство фактически готовило крупнейшее предприятие отрасли к банкротству. Если бы такое произошло, то на грани несостоятельности оказался бы и основной получатель сырья Качканарского ГОКа - Нижнетагильский металлургический комбинат. А остановка цехов такого гиганта черной металлургии, как НТМК, означала бы серьезный удар не только по всей экономике Урала, но и крупную брешь в федеральном бюджете.

В этой критической ситуации правительству Свердловской области, владеющему золотой акцией "Ванадия", не оставалось иного выхода, кроме как инициировать проведение внеочередного собрания совета директоров

ГОКа. Такое собрание состоялось 28 января 2000 года и завершилось сменой руководства комбината. Генеральным директором ОАО "Качканарский ГОК "Ванадий" был избран сорокалетний руководитель холдинга "Уральская горно-металлургическая компания", президент Союза предприятий металлургического комплекса Свердловской области Андрей Козицын.

Новому генеральному директору досталось незавидное наследство. В результате финансовой политики, проводимой прежними руководителями ГОКа, некогда богатейшее предприятие фактически стало убыточным, балансовая прибыль сократилась в пять раз, заработная плата работников комбината оказалась одной из самых низких в отрасли, а задолженность ГОКа одним только фирмам-посредникам по состоянию на сентябрь 1999 года возросла до астрономической суммы в 1 млрд. 200 млн. руб.! Это обстоятельство особенно заинтересовало аудиторов, которые выяснили, что в прошлом году прежним генеральным директором Хайдаровым была внедрена особая схема реализации продукции комбината потребителям через им же самим аффилированные посреднические структуры. К примеру, созданная при содействии Хайдарова фирма "Полипром" получила продукцию ГОКа по цене в два раза ниже себестоимости. Зато перепродажа шла уже по вполне рыночным расценкам. В результате только за девять месяцев прошлого года комбинат потерял более полутора миллиардов рублей прибыли.

Однако не вся гигантская разница в цене оседала в карманах предприимчивых дельцов. Стратегия бывшего генерального директора Хайдарова и председателя совета директоров Гареева простиралась много дальше банального перекачивания денег на счета подконтрольных фирм. Ссылаясь на тяжелое финансовое положение, в котором оказался ГОК, комбинаторы организовали кредитование предприятия из средств своих посреднических структур. Иными словами, уведенные с комбината деньги снова были вложены в ГОК, но уже в качестве ссуд и под немалые проценты. Расчет, конечно же, был не только на сверхприбыли. И Хайдаров, и Гареев прекрасно понимали, что в случае признания Качканарского ГОКа банкротом вложившие свои средства в комбинат посреднические фирмы оказались бы в первом списке кредиторов. А значит, и новыми полноправными хозяевами ГОКа стали бы их фактические организаторы - те же Хайдаров и Гареев. Для бывших руководителей Качканарского ГОКа это имело первостепенное значение: по своему статусу и Хайдаров, и Гареев были наемными менеджерами. В случае же развития событий по запланированному ими сценарию с банкротством компаньоны превращались в полноправных собственников.

По замыслу бывших руководителей, катализатором процедуры банкротства на комбинате должна была стать предкризисная ситуация в производстве, спровоцированная финансовым неблагополучием. Из-за дефицита средств не был профинансирован плановый ремонт оборудования. Под сокращение попали сразу пятьсот ремонтников. В итоге в ночь на 3 ноября 1999 г. на ГОКе произошла серьезная авария с прорывом плотины шламохранилища. Ситуация развивалась столь стремительно, что в Свердловской области заговорили об угрозе крупной экологической катастрофы. Когда пришел черед подсчитывать убытки, оказалось, что последствия аварии обошлись комбинату в 207 млн. руб. По мнению министра промышленности Свердловской области Баркова, ноябрьская авария в Качканаре стала прямым следствием некомпетентности прежнего руководства комбината. Вскоре после этого Барков, являющийся членом совета директоров ГОКа и представляющий интересы области, предложил Хайдарову и Гарееву собраться для обсуждения сложившегося положения, однако ответа не последовало.

По всей видимости, скандал такого масштаба не входил в планы качканарских комбинаторов, поэтому Хайдаров и Гареев всячески противились созыву и проведению внеочередного совета директоров. И дирекция ГОКа, и руководство Свердловской области понимали, что его главной темой должен стать вопрос об отставке генерального директора и председателя совета директоров. Несмотря на упорное противодействие прежнего руководства комбината, совет в конце января все-таки состоялся. Чуть позже сначала Качканарский, а затем и областной суды признали его легитимность. Однако так просто сдаваться Хайдаров и Гареев не собирались. В ход была пущена политическая карта. Договорившись о поддержке с лидерами местного общественно-политического движения "Май", отстраненные руководители комбината попытались довести ситуацию до массовых беспорядков. Вначале им это удалось: активисты "Мая" действительно устроили в Качканаре показательное шоу с имитацией штурма заводоуправления. Но правоохранительные органы Свердловской области не дали политическим экстремистам почувствовать себя хозяевами положения.

Попытки реванша со стороны инициаторов банкротства Качканарского ГОКа продолжались и позже. В начале марта Хайдаров и Гареев инициировали проведение собрания акционеров комбината, предприняв для этого крестовый поход в Качканар с привлечением "тяжелой артиллерии" - депутатов Госдумы и иностранных акционеров. Акция завершилась столкновением с милицией, в результате которого были пострадавшие. По фактам нарушения закона возбуждено уголовное дело. Однако не вызывает сомнения, что криминальную музыку заказывали те, кто не желает мириться с потерей огромных доходов. Но как бы ни хотелось Хайдарову и Гарееву представить себя жертвами произвола, многотысячному коллективу качканарских горняков стало окончательно понятно: если бы прежние руководители задержались в своих креслах еще хотя бы на месяц-другой, то кризис на комбинате перерос бы в неуправляемую фазу.

Но передела собственности в Качканаре по криминальному варианту все же удалось избежать. За два месяца, в течение которых на ГОКе работает новая команда управленцев во главе с генеральным директором Андреем Козицыным, ситуация на предприятии стала понемногу выправляться. На тридцать процентов повышена зарплата рабочим, в цехах организовано горячее питание, получил развитие целый ряд социальных программ. Оказалось, что при грамотном руководстве производственными и финансовыми процессами комбинат способен в короткий срок рассчитаться с долгами. Для этого Козицыну потребовалось всего лишь изменить порочную схему реализации продукции ГОКа через посреднические фирмы. Теперь, когда продукция предприятия продается напрямую потребителям, активы комбината исправно пополняются.

При всей внешней простоте и, казалось бы, понятности произошедшего - смене неэффективного руководителя на эффективного - у этого события есть одна примечательная особенность. Борьба за руководство комбинатом проходила не между отдельными соперничающими группировками, а внутри одной промышленной империи - империи Искандара Махмудова. И Джалол Хайдаров, и Андрей Козицын в свое время были генеральными директорами "Уралэлектромеди", входящей в "Уральскую горно-металлургическую компанию". Таким образом, они оба являлись ведущими менеджерами компании, президентом которой, в свою очередь, является Искандар Махмудов, часто называемый медным королем России. Но, видимо, в определенный момент Джалол Хайдаров и Андрей Козицын разошлись во взглядах на дальнейшую стратегию развития КГОКа. Первый, судя по его действиям, ставил своей целью закрепление своих собственных позиций и увеличение своих прибылей на самом комбинате. Цель же второго - добиться контроля над Нижнетагильским металлургическим комбинатом и создать мощный металлургический холдинг. В прошлом году кредиторы банкротящегося НТМК подписали мировое соглашение, перераспределившее акции этой компании в пользу дружественных Искандару Махмудову фирм. Если контроль над Нижнетагильским комбинатом будет осуществлен, то это сулит в дальнейшем огромную прибыль. Дело в том, что Минэкономики считает НТМК наиболее подходящим предприятием для размещения на нем заказа по выпуску труб диаметром 1420 мм для "Газпрома" на сумму 1 млрд. долл. ежегодно. В этом свете стратегия Джалола Хайдарова по увеличению собственных прибылей и своей доли акций комбината была неэффективной и недальновидной.

На заседании совета директоров, заочно переизбравшем нового председателя и гендиректора предприятия, не было кворума - вместо 5 положенных членов совета директоров присутствовали 4. Кроме того, по уставу заседания, решающие такие вопросы, не могут проводиться заочно. Несмотря на то, что Джалолу Хайдарову будет очень легко оформить иск о возбуждении уголовного дела против нынешних руководителей и на то, что он и его менеджеры закрепили в своей собственности 70% акций, конфликт, видимо, разрешится мирным путем. Скорее всего, Джалол Хайдаров договорится со своим "старшим партнером" по бизнесу Искандаром Махмудовым в обмен на "адекватное" предложение.

Екатеринбург-Качканар-Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
3130
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
3513
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2565
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
4531

Другие новости