Из-за таких камней мир сходит с ума. |
СОВСЕМ недавно "АЛРОСА" отмечала пятидесятилетие первого якутского алмаза, и вот теперь другая круглая годовщина - 40 лет назад советское правительство впервые заключило торговое соглашение с мировым алмазным монополистом - южноафриканской компанией "Де Бирс". История умалчивает пока о характере взаимоотношений на мировом алмазном рынке двух гигантов в советский период. Скорее всего, они определялись торговыми соглашениями того типа, которое действовало в 1991-1995 гг.
Несомненно, что советское правительство отчетливо понимало роль "Де Бирс" в стабилизации мирового алмазного бизнеса. Ценовая устойчивость гарантировала плановые поступления в казну. Пока неизвестны заслуживающие доверия данные, которые свидетельствовали бы о серьезных нарушениях советской стороной условий соглашений. Полностью выбирая квоту по продажам, избыток добычи советские органы исправно направляли в стоки Гохрана. К моменту развала Союза его алмазные запасы намного превышали запасы южноафриканцев.
Новая Россия заявила о себе как о "крутой" челночнице, которая свободна от каких-либо обязательств по отношению к партнеру. В нарушение торгового соглашения на мировой рынок из Гохрана за пять лет было выброшено алмазов на несколько миллиардов долларов. От его былых сокровищ осталась в основном алмазная пыль: или так называемый индийский товар, или совсем мелкие камни, пригодные лишь для изготовления алмазного инструмента. В такой ситуации "Де Бирс" вынуждена была пойти на изменение структуры цен, которое привело к дополнительным потерям российской стороны.
Окончание срока действия последнего торгового соглашения, заключенного еще советским правительством, и попытка подписать новое ознаменовались отчаянным сопротивлением борцов с "колониальной" политикой транснациональной монополии. Почти двухлетняя эпопея защитников стратегических интересов страны завершилась подписанием в 1997 г. торгового соглашения между АК "АЛРОСА" и "Де Бирс". И как бы в награду за мытарства последней разрешили купить контрольный пакет Ломоносовского алмазного месторождения. Правда, не напрямую, а в совместное владение с одной из аффилированных с управлением делами президента России фирмой "Согласие". Кстати, успехи этой фирмы так радуют Бориса Ельцина, что он счел необходимым поставить ее в пример другим в кратком поздравлении участникам торжеств по поводу пятидесятилетия якутских алмазов, направленном в адрес... АК "АЛРОСА".
Если учесть, что во всех законодательных актах и указах президента алмазы рассматриваются не иначе как стратегический товар, то появление "Де Бирс" на российском алмазном месторождении выглядит странным. "АЛРОСА", несмотря на давнее стремление укрепиться в Архангельской области, такой чести не удостоилась - давняя клятва архангелогородцев "Не пустим якутов!" пока сдерживается. Понять северян, конечно, можно - командировки в Лондон, Йоханнесбург, Антверпен нельзя сравнить с поездками в Москву, Якутск, Мирный, где и климат хуже, и гостиницы не те, а о суточных и говорить нечего. Но как понять радетелей государственных стратегических интересов?
Как бы там ни было, но несомненно, что в пятом десятилетии алмазное сотрудничество России и "Де Бирс" приобретет новое качество - южноафриканцы станут полноправным российским алмазодобытчиком, так как объем в 600 млн. долл. составляет 40% нынешней добычи якутских алмазов. И похоже, что все с этим смирились.
С внедрением "Де Бирс" в Россию, как это ни странно на первый взгляд, начнется оздоровление алмазного бизнеса в стране. Будет разрушена государственная концепция его развития, построенная на стратегическом характере алмазов, которая порождает безудержную коррупцию. Южноафриканцы не потерпят, чтобы многочисленные чиновники всех мастей квотировали ввоз-вывоз алмазов, диктовали правила сертификации и стандартизации камней и ценообразование. Произойдет легализация в России вторичного рынка алмазов на общепринятых в мире принципах, которые не оставляют места для мелочного повседневного контроля за оборотом драгоценных камней.
Отношения между двумя крупнейшими алмазодобывающими компаниями претерпят существенные изменения. И хотя "АЛРОСА" откровенно ориентируется на внутренний рынок, то есть осуществляет поддержку "отечественных" (в основном подданных стран дальнего зарубежья) производителей бриллиантов, несомненно, что она больше заинтересована в наличии торгового соглашения с "Де Бирс" - сбывать обедненный срез весьма затруднительно. Остается только надеяться, что в будущем "АЛРОСА" осознает необходимость совершенствования своей торговой практики и поймет, что рациональнее одноканальной системы "Де Бирс" пока не существует. О том, что это прекрасно понимают в российских алмазных кругах, говорит упорно распространяемый слух о желании "Де Бирс" последовать примеру АК "АЛРОСА". А слух опроверг сам управляющий директор "Де Бирс" Гэри Рейф, прибывший в Москву на торжества. На просьбу корреспондента "НГ" прокомментировать данные предположения второй человек в руководстве компании был краток: "Ограночное производство в компании никогда не развивали и никогда не будем".
Важный аспект сотрудничества - согласованная ценовая политика. Создается впечатление, что сейчас деятельность Наблюдательного комитета, функционирующего в рамках торгового соглашения, сводится к согласованию цен поставок по соглашению. Однако проблема гораздо шире. Надо думать, что настанет время, когда российские участники мирового рынка наконец поймут, что нельзя всю ответственность за цены возлагать на других. На алмазном рынке - на "Де Бирс", как на нефтяном - на страны ОПЕК. Часто ссылаются на неблагоприятную конъюнктуру, но никак не могут признать, что это - результат собственной недальновидной политики.
На торжествах было произнесено много речей о благотворности сотрудничества АК "АЛРОСА" и "Де Бирс" для мирового алмазного бизнеса. И это действительно так. Хочется верить, что жесткая конкуренция между ними не нарушит относительную стабильность на мировом рынке.