НОВЫМ министром природных ресурсов Российской Федерации назначен Борис Яцкевич - человек крайне либеральных взглядов на проблему недропользования. Свое кредо он не скрывал. Еще в 1996 г., будучи первым заместителем министра, в интервью журналу "VIP" он весьма эмоционально убеждал читателей, что в стране очень много природных ресурсов и поэтому ничего страшного не случится, если продать часть из них по дешевке.
"Говорят: вы страну продаете. Отвечаю: давайте продадим, давайте из 28 триллионов пустим в оборот, скажем, три. Давайте их сдадим за бесценок - пусть под 20 процентов, все равно бешеные деньги! А 25 триллионов останутся. Потенциальных запасов у нас еще на 150 триллионов. Давайте из них 10 пустим в оборот, продадим, сдадим. Что, ограбим детей и внуков?"
Естественно, что на своей первой пресс-конференции новый министр напомнил о наших природных богатствах, все о тех же 28 триллионах долларов, лежащих у нас под ногами. К продаже за бесценок он уже не призывал, но указал на необходимость адаптации действующего законодательства в области недропользования к современным условиям. В связи с этим он сообщил, что министерство подготовило шесть законопроектов с поправками.
Привлекает внимание желание министра внести изменения в "Закон о соглашениях о разделе продукции" (СРП). По его мнению, в настоящее время процесс заключения СРП "чрезвычайно сложен". "Нам бы хотелось упростить процедуру подготовки СРП", - подчеркнул Борис Яцкевич. Только не ясно, как это можно сделать. Вся особенность этого закона в том, что он сверхлиберальный, в нем процедура подготовки соглашения и(или) типового контракта с условиями, как, например, в Китае, не определена. У нас формирование условий соглашений отдано на откуп комиссии из многочисленных чиновников различных ведомств федерального и регионального уровня и, конечно, представителей компании-оператора. Самый простой вариант - дать право представителям компании-оператора самим составлять условия соглашения. Почему бы и нет? Ведь закон СРП позволяет таким компаниям выходить из российского правового поля.
Весьма значима система лицензирования. По мнению министра, она должна стать "более ясной и прозрачной". Что это означает - непонятно. Одно с уверенностью можно сказать: это наверняка будут меры по либерализации существующего законодательства по лицензированию. Иначе как понимать, что министерство вправе изъять 70-80% выданных лицензий, но не желает прибегать к этой крайней мере.
Между тем проблема эта стара. Большая часть нарушений - несоблюдение лицензионных сроков. Причины вроде бы объективные. Нет соответствующей инфрас-
труктуры, и газовики ждут, когда "Газпром" построит трубопровод, а нефтяники - когда появится железная дорога для вывоза нефти. И каждый ждет, когда на соседних участках появятся хозяева, чтобы сообща создать необходимую инфраструктуру. Процесс затягивается, так как большая часть лицензий используется компаниями лишь как средство для повышения своей рыночной привлекательности. Да и спекуляция лицензиями далеко не исключена - стоит создать дочернюю компанию, передать ей лицензию, и можно спокойно продавать "дочку" вместе с лицензией.
Все это серьезно сдерживает освоение новых нефтегазовых провинций. Создается впечатление, что у министерства нет соответствующей программы комплексного ввода в освоение новых месторождений. Игнорируются не только опыт Норвегии, но и предложения российских компаний.
Борис Яцкевич сообщил также, что планируется объявить тендер на освоение крупнейшего в мире Удоканского месторождения меди и крупнейшего в Евразии месторождения золота Сухой Лог. У нового министра к Сухому Логу старая любовь. Как представитель государства он возглавлял совет директоров "Лензолота", которому принадлежала лицензия на это месторождение. Успехов в руководстве "Лензолотом" не было, но запомнилась эпопея с попыткой передачи лицензии на Сухой Лог австралийской компании Star Technology. Решение об этом принял тогда совет директоров, но акционеры воспротивились этому.
Несомненно, что назначение такого энтузиаста продажи, сдачи природных ресурсов на пост министра приведет к ускоренной приватизации недр. Ведь у нас всего много, и дело не в цене.