Отметим, что величина абсолютной ренты в наших расчетах в процентном выражении (10% объема валовой продукции) находится в пределах ставки долгосрочного банковского кредита - порядка 5-6%, принятой в мировой практике. Это и есть цена земли (природных ресурсов), или капитализированная рента, размеры которой во многом определяются средней нормой прибыли в каждой конкретной стране.
Следовательно, через систему регулируемых цен и такой инструмент, как налог с оборота, в централизованный бюджет государства поступала большая часть абсолютной ренты. Туда же с помощью налогообложения прибыли поступала и значительная часть дифференциальной ренты, связанной с эксплуатацией и разработкой лучших природных ресурсов. Таким образом, по сути, негласное признание наличия в хозяйственной практике абсолютной ренты в реальности приводило к ее изъятию прежде всего через налог с оборота. Именно абсолютная рента и составляла основную массу бюджетных поступлений через налог с оборота. В то же время дифференциальная рента изымалась с помощью налогообложения прибыли и других видов чистого дохода. Те и другие рентные платежи в сумме составляли рентные доходы, которые официально относили лишь к наличной величине дифференциальной ренты. Возможно, в прошлом при полном господстве государственной собственности эта разница понятий не имела особого значения, но она приобретает новый смысл в современной России, когда значительная часть рентных доходов не контролируется государством и не поступает в федеральный бюджет.
АБСОЛЮТНАЯ РЕНТА В СТРУКТУРЕ ВАЛОВОЙ ПРОДУКЦИИ ТОПЛИВНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СССР В 1987-1989 ГГ. (в фактических ценах, млрд. руб.) |
||||
════ | 1987 | 1988 | 1989 | В среднем за три года |
Валовая продукция | 94.5 | 96.3 | 95.9 | 95.6 |
Прибавочный продукт | 24.7 | 24.4 | 22.6 | 23.9 |
Прибыль | 14.4 | 14.2 | 13.1 | 13.9 |
Абсолютная рента | 10.3 | 10.2 | 9.5 | 10.0 |
Удельный вес ренты в валовой продукции (%) | 10.9 | 10.6 | 10.0 | 10.5 |
Таблица составлена по данным межотраслевых балансов производства и распределения продукции в народном хозяйстве СССР за 1987-1990 гг.
Статежегодник "Народное хозяйство СССР в 1990 г." М., 1991. сс. 22, 292-297
Сейчас число рентообразующих отраслей, т.е. способных давать крупные рентные доходы, сокращается. Практически лишь топливная и горнорудная промышленность еще в состоянии реализовывать часть ренты, хотя ее поступление в федеральный бюджет также значительно сократилось. Понятно, что резкое снижение объемов производства в сельском хозяйстве, легкой и пищевой промышленности означает и пропорциональное уменьшение величины ренты в этих отраслях, ранее поступавшей в государственный бюджет. По данным 1996-1997 гг., поступление ренты в федеральный бюджет РФ по сравнению с 1989 г. сократилось более чем в 4 раза.
Наши расчеты показывают, что той фантастической ренты (некоторые экономисты называют цифру в 40-50 млрд. долл.) все же нет в действительности. И освободить всех граждан РФ от уплаты подоходного налога и НДС на основе введения единых рентных платежей по предприятиям ресурсодобывающих отраслей, как предлагается отдельными экономистами, очевидно, не удастся, тем более сейчас, в современной России.
А вот использовать систему рентных платежей для других целей, в частности решения проблемы воспроизводства ресурсного потенциала и создания условий для постоянного пополнения источников кредитных вложений в добывающих отраслях, прежде всего северных регионов, вполне возможно.
Основанием для включения фиксированных рентных платежей (в размере абсолютной ренты, или 10% валовой продукции добывающих предприятий) в себестоимость производства является право государства как главного собственника земли и недр на сдачу своей собственности в аренду за соответствующую плату. Кроме того, в современной России, где сокрытие доходов достигло высокой степени искусства, изъятие рентных платежей через себестоимость полностью гарантирует открытость этих доходов и равномерность их поступления в бюджетную систему РФ. Одновременно это предполагает и введение в том же размере платежей на экспортную продукцию, поступающих в федеральный бюджет (10% ее стоимости по мировым ценам). Оба вида платежей будут означать суммарную реализацию абсолютной ренты, или полное ее поступление в бюджет.
В целом величина ренты, реализованной в бюджетной системе современной РФ, не столь значительна, чтобы с ее помощью или за ее счет полностью решить все проблемы, связанные с бюджетным финансированием того объема капитальных затрат, который за пределами реальных возможностей большинства предприятий добывающей промышленности. Поэтому реформирование рентных отношений следует начинать с определения и более эффективного использования той части ренты, которая уже поступает в федеральный и региональные бюджеты. Например, по нашим расчетам, 10% валовой продукции топливной промышленности относятся к абсолютной ренте, и в 1998 г. эта величина составила почти 29 млрд. руб. Возможно, это довольно скромная цифра, и значит, этой суммой необходимо распорядиться наилучшим образом.
Прежде всего для этого нужна система изъятия рентных доходов и государственного (федерального) контроля за использованием всех этих средств. И первоначальным этапом должно быть решение проблемы воспроизводства минерально-сырьевой базы на основе четкого учета и распределения абсолютной ренты, включаемой в производственные затраты предприятий добывающей промышленности.
В 80-е гг. в среднем по СССР в себестоимости продукции топливной промышленности доля расходов на геологоразведку и промышленное освоение достигала 25% всех производственных затрат. Если перенести прежние нормативы на условия современной России, то окажется, что подобные расходы сейчас необоснованно сокращены. Например, только в топливной промышленности (по данным 1998 г.) такие расходы должны были бы составлять порядка 45-50 млрд. руб. ежегодно, в действительности же они не превысили 11-12 млрд. руб., т.е. налицо их сокращение в 4 раза по сравнению с требуемым нормативным уровнем.
Таким образом, именно абсолютная рента и в условиях современной России должна оставаться в полном распоряжении государства. Государство (в лице федерального Центра) как собственник природных ресурсов имеет преимущественное право на присвоение всей величины абсолютной ренты с помощью установления определенной системы ее изъятия, отвечающей существующим условиям. В частности, может быть использован и такой способ, как изъятие ренты через себестоимость продукции в сельском хозяйстве и добывающих отраслях.
Усиление рентного фактора в налогообложении будет способствовать и укреплению экономической основы федерализма, поскольку значительная часть ренты (прежде всего абсолютная рента) принадлежит всем и может по праву перераспределяться между регионами страны, независимо от формального наличия или отсутствия минерально-сырьевых ресурсов. Очевидно, что ресурсодобывающие регионы ставятся в относительно равные условия с другими регионами при распределении средств на социально-экономическое развитие, конечно, с учетом специфики жизнедеятельности в этих районах. В то же время они имеют преимущественное право на выделение средств целевого назначения на воспроизводство минерально-сырьевой базы.