В ПРОШЛОМ было немало попыток определения реальной величины ренты, образующейся в сельском и лесном хозяйстве, в добывающих отраслях промышленности. С помощью различных методов расчета получалась примерно одна и та же величина ренты, поступавшей централизованно в распоряжение государства. Ее полностью относили к дифференциальной ренте, являющейся результатом различий природных условий производства. Так называемая абсолютная рента, выступающая как результат экономической реализации собственности на землю и другие природные ресурсы, вообще не принималась в расчет, поскольку положение об отсутствии абсолютной ренты в условиях безграничной монополии государственной собственности в народном хозяйстве относилось к священным постулатам политэкономии социализма.
Первая дискуссия по рентным отношениям прошла в стране в 1924-1926 гг., т.е. в период послевоенного восстановления народного хозяйства. Так, экономисты леворадикального направления утверждали, что проведенная национализация земли означала и ликвидацию всех видов ренты.
Противоположной точки зрения придерживались экономисты-прагматики, полагая, что национализация земли, по существу, не внесла принципиальных изменений в характер рентных отношений. По их мнению, в СССР продолжала существовать не только дифференциальная, но и абсолютная рента, которую они считали "вечной" категорией. И поскольку цены на мировом хлебном рынке складываются на капиталистической основе, т.е. с включением в них абсолютной земельной ренты, то представление о ликвидации абсолютной земельной ренты с отменой частной собственности на землю является предрассудком.
Как известно, по идеологическим причинам обе эти точки зрения были отвергнуты большинством советских экономистов, и в дальнейшем утвердилась единственная позиция, признающая наличие только дифференциальной ренты. Впрочем, истина оказалась, как всегда, посередине и заключалась в том, что оба вида ренты сохранились, хотя и в несколько модифицированном виде, обусловленном особенностями системы всеобщего государственного регулирования.
Длительное время (с 1930 по 1992 г.) главную функцию аккумулирования значительной части прибавочного продукта (чистого дохода) отдельных отраслей народного хозяйства и передачи ее в центральный бюджет государства выполнял налог с оборота. Причем основным по объему источником налога с оборота служил прибавочный продукт, создаваемый исключительно (почти на 80%) в сырьевых и добывающих отраслях. В то же время реализовывался этот прибавочный продукт главным образом в отраслях перерабатывающей и обрабатывающей промышленности, где рентные доходы ресурсодобывающих отраслей через систему оптовых и розничных цен принимали форму доходов отраслей, производящих конечную продукцию. По расчетам экономистов, в 70-80-х гг. величина земельной ренты достигала в среднем около 60% суммы налога с оборота, а всей ренты в народном хозяйстве, включая горную, почти 80% этой суммы.
По нашим расчетам, минимальная величина ренты, поступавшей в бюджет СССР, в 1987-1989 гг. в среднем ежегодно составляла около 63 млрд. руб., а в 1989 г. - свыше 69 млрд. руб. В ее составе можно выделить земельную ренту (сельское и лесное хозяйство, легкая промышленность) и горную ренту (от нефтегазодобычи и топливной промышленности). Например, в 1989 г. величину ренты в 69,2 млрд. руб. составили: земельная рента - 56,7 млрд. руб. и горная рента - 12,5 млрд. рублей. По данным межотраслевого баланса СССР 1989 г. нами была определена приблизительная величина ренты, образующейся в добывающих отраслях и реализуемой в топливной промышленности (13% объема производства последней). Подобным же образом величина ренты может быть установлена для России и отдельных ее регионов (в 1989 г. минимальное поступление ренты в бюджет РСФСР достигало 42 млрд. руб.).
Важно отметить, что ранее государство как собственник земли и всех природных ресурсов с помощью налога с оборота взимало со всех предприятий и массы отдельных потребителей своего рода арендную плату (в размере нормативно установленной величины абсолютной ренты), а с работающих в лучших условиях - и образующийся дополнительный чистый доход, т.е. дифференциальную ренту (через налогообложение прибыли).
По многолетним расчетам экономистов, рентный характер имели примерно 75-80% налога с оборота и 60-65% отчислений от прибыли (в бюджет поступало до 25%, остальные 35-40% оставались в распоряжении предприятий).
По данным межотраслевого баланса СССР за 1989 г., по отраслям топливной промышленности из 22,6 млрд. рублей прибавочного продукта, создаваемого здесь, прибыль составляла 13,1 млрд. руб. и остальное - налог с оборота - 9,5 млрд. руб. Или в госбюджет поступало примерно 9,5 млрд. руб. абсолютной ренты и 3,3 млрд. руб. дифференциальной ренты, т.е. суммарно рентные доходы (без учета внешней торговли, а это дополнительно 25-30% доходов от внешнеэкономической деятельности), от топливной промышленности в 1989 г. превышали 12,8 млрд. руб.