- Александр Николаевич, несколько слов о первых шагах┘
- Инструменты ландшафтного планирования еще десять лет назад были для нас в новинку. Предстояло рассмотреть и адаптировать этот инструментарий не только как глубокую проработку знаний о природных особенностях территории, но и как процедуру планирования экологически целесообразной жизнедеятельности человека в целом. И здесь ландшафтное планирование рассматривается как способ демократизации отношений в сфере землепользования и территориального развития. В декабре 1992 года федеральное ведомство охраны природы провело тендер по определению модельного участка для разработки инструментов ландшафтного планирования. Таковой стала Байкальская природная территория.
- А что такое вообще ландшафтное планирование, решению каких задач оно способствует?
- Во-первых, это систематизация и целевая оценка современного состояния, значимости и чувствительности природных сред и комплексов. Оценка земель, включая их геополитическое положение, стратегические перспективы использования. Во-вторых, это инструмент для поиска решений при наличии конкурирующих вариантов использования ресурсов и ландшафтов. Составленные ландшафтные планы помогают руководителям наиболее эффективно распорядиться потенциалом района или региона и даже страны, не нанося ущерба окружающейся среде. У нас же до этого, да и сейчас принимается столько скороспелых решений, что на ликвидацию их последствий уходят годы и десятилетия.
- Что же сделано за минувшие годы?
- Первый этап сотрудничества завершился в 1997 году подготовкой и изданием в Германии двух рамочных ландшафтных планов для модельных участков. Затем в 1999 году была начата большая работа по определению законодательных возможностей с тем, чтобы придать разработанным планам нормативную силу. Группа юристов из Университета Бремена и Института регионального законодательства (Иркутск) провела анализ законодательной базы и предложила проект закона Иркутской области по планированию территориального развития. Потом у нас вышли в свет два тома методических рекомендаций по ландшафтному планированию. А по заданию Минприроды мы разработали серию ландшафтных планов для Байкальской территории, для всех районов иркутского Прибайкалья.
- Что можно считать главным результатом этой работы?
- Важнейшим итогом стало экологическое зонирование Байкальской природной территории в соответствии с Законом РФ "Об охране озера Байкал". Насколько я знаю, наша разработка положительно оценена московскими коллегами-учеными и не вызвала отторжения у федеральных ведомств. Тот же Водный комитет признал состоятельность природоохранного зонирования Байкала.
- Но насколько востребован такой инструмент, не на архивы ли вы сработали?
- На этот вопрос однозначно ответить нельзя. Самая большая проблема в том, что инструменты ландшафтного планирования не подкреплены на законодательном уровне. Нас могли бы выручить подзаконные акты, с их помощью можно было придать юридическую силу методике ландшафтного планирования, но даже эти попытки осуществить весьма трудно, поскольку нет заинтересованности у законодателей. Ведь чего мы добиваемся? Грамотного, устойчивого развития территории. А что происходит у нас? В основном руководители регионов управляют краем или областью исходя из представлений о том, где можно взять деньги┘ Ну, например, Иркутская область развивается за счет Ангарска, Братска, еще пары городов-доноров, а вся остальная территория как бы "не работает". Мы же помогаем увидеть и наиболее эффективно использовать возможности любой территории. Наши материалы могут и должны лечь в основу схемы использования ресурсов и экономического развития.
- Где еще, кроме Иркутской области, применялась методика ландшафтного планирования?
- Мы сделали разработку для муниципального округа Ярославской области. Сейчас пытаемся договориться с Калининградской областью. Я очень боюсь, что там начнется потеря земель, что называется, де-факто. Найдутся структуры и люди, которые будут брать участки в аренду, скупать их. Поэтому уже сейчас необходимо очень скрупулезно оценить экономические, социальные, политические возможности, ну и, безусловно, экологические. В совокупности мы могли бы выделить те земли, которые являются стратегическим резервом.
- Что в перспективе?
- Разработкой ландшафтного планирования российско-германское сотрудничество не ограничивается. В последнее время совместными усилиями начаты работы в области совершенствования механизмов экологической экспертизы и оценки воздействия на окружающую среду. Ведь несовершенство экспертизы и оценки приводило и будет приводить к негативным последствиям в социально-экономическом развитии России. В частности, будем использовать опыт Германии в рамках таких проектов, как выбор трасс магистральных нефте- и газопроводов. Для Восточной Сибири это в особенности важно, поскольку из Ангарска берут начало, пусть пока и на бумаге, два нефтепровода, по которым сырье может пойти в Китай, Японию, другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Иркутск