- Александр Николаевич, как вам видится ситуация с берегов Байкала? Вроде бы не так давно, всего несколько лет назад, Байкал был включен в список Всемирного природного наследия, и вдруг такой поворот┘
- После внесения Байкала в 1996 году в список Всемирного наследия комитет ЮНЕСКО поставил перед российской стороной пять условий соответствия озера новому статусу. Это, во-первых, принятие федерального закона об охране Байкала. Во-вторых, перепрофилирование целлюлозно-бумажного комбината в Байкальске для устранения источника загрязнения. В-третьих, сокращение загрязнения реки Селенги. В-четвертых, предоставление большого объема ресурсов для управления заповедниками и национальными парками, примыкающими к Байкалу. И, наконец, пятое условие: поддержка исследовательских мониторинговых работ на озере. И вот эти требования не были выполнены в полном объеме.
- А что конкретно вызвало тревогу?
- По большому счету ситуация особенно не изменилась. Но если проанализировать выполнение хотя бы пяти условий, то пища для размышлений появляется. Да, наконец-то появился федеральный закон о Байкале, но он рамочный и, по мнению специалистов, не заработает до тех пор, пока не будут приняты еще два десятка подзаконных актов. Кроме того, полномочий МПР явно не хватает, а значит, нужна специальная правительственная комиссия во главе с вице-премьером, которая могла бы координировать работу министерств и ведомств, связанных с проблемами охраны озера. Что же касается перепрофилирования БЦБК, то здесь кое-какие подвижки наметились. Как известно, в апреле 2000 года администрация Иркутской области представила концепцию социально-экономического развития Байкальска и перепрофилирования комбината. Летом прошлого года первый этап программы был одобрен Государственной экспертизой. В концепции три этапа. Первый - внедрение системы замкнутого водооборота. Второй - переход с беленой на небеленую целлюлозу. И на третьем этапе предполагается прекращение варки целлюлозы и выпуск бумаги и картона. Но до сих пор не определены источники финансирования программы. Именно эти обстоятельства и тревожат специалистов ЮНЕСКО.
- Поясните, почему экологов так беспокоит состояние Селенги, чем она угрожает здоровью сибирского моря?
- Эта река, как известно, дает в Байкал 50% всего речного стока и до 60% загрязнений.
- Планы правительства Бурятии по добыче газа в дельте Селенги, по всей видимости, встревожили общественность┘
- Эти работы стали одной из главных причин постановки вопроса о внесении Байкала в список мирового наследия, находящегося в опасности. В Бурятии уже успели пробурить шесть скважин в южной части дельты Селенги. Предусматривается пробурить еще две скважины глубиной до 3,5 тысячи метров. Но, насколько мне известно, республиканская прокуратура вынесла протест на эти намерения. Имеется и постановление "О перечне видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне". Но вся беда в том, что границы центральной зоны до сих пор не зафиксированы.
- Есть мнение, что внесение Байкала в черный список ЮНЕСКО поможет решить многие вопросы по охране озера┘
- Не принесет это никаких дополнительных денег. Более того, как только мы получим изменение статуса, о международном туризме придется забыть, а о байкальской питьевой воде тем более. Обыватель не будет вникать в профессиональные тонкости, он просто подумает, что на Байкале сплошная отрава. Но я больше доверяю директору Лимнологического института РАН Михаилу Александровичу Грачеву, который утверждает: за последние столетия водная масса Байкала не претерпела никаких изменений.
- Известно, что ваш институт участвовал в реализации комплексной федеральной программы по обеспечению охраны Байкала, которая выполнялась в 1994-2001 годы.
- Главный наш вклад - это громадная совокупность ландшафтных планов на всю территорию Прибайкалья и на отдельные ее участки, и на этой основе создание проекта зонирования Байкальской природной территории. Не так давно проект представлен в Министерство природных ресурсов России. Для того чтобы провести границы зон, мы совместно с бурятскими, читинскими коллегами собрали весь материал по современному состоянию суходольных экосистем, проанализировали его. Теперь, наконец-то, определены границы экологических зон, где ограничены те или иные виды хозяйственной деятельности. Для этого мы совместно с учеными и специалистами Федерального ведомства охраны природы Германии создали саму методику ландшафтного планирования, издали рекомендации по ее применению. Теперь остался самый, наверное, сложный и болезненный этап - согласовать центральную зону. В нее, как известно, входят само озеро с островами, особо охраняемые территории и водоохранная зона. Ясно, что Байкал уже имел свои четкие границы. Спор разгорелся вокруг определения водоохранной зоны. Дело в том, что по Водному кодексу РФ она должна составлять не менее 500 метров и примыкать непосредственно к водному объекту. Мы провели детальные исследования и пришли к выводу, что она должна составлять от 2 до 5 километров. Но именно в этой полосе находится большинство населенных пунктов, а потому понятно, почему эти параметры встретили сопротивление. Но есть и другое мнение. Кое-кто из специалистов считает, что центральная зона территориально должна совпадать с границами участка Всемирного наследия, утвержденного ЮНЕСКО в 1996 году. Если мы увеличим центральную зону, например, на 40 тысяч квадратных километров, то не сможем управиться с ней.
- Утверждают, что населенные пункты на берегах Байкала не попадают в центральную зону с ее ограничениями, хотя и являются загрязнителями┘
- Закон о Байкале оказался такой же дырявый, как и центральная зона. Сто десять населенных пунктов просто выпали из регламента самой жесткой зоны. Байкальск, например, не вошел даже в границы участка Всемирного наследия, как и в водоохранную зону. Впрочем, это положение поправимо. В этом году совместно с немецкими коллегами мы занялись разработкой идеологии территориального планирования. Экология Байкала - это очень важно, но мы видим, что сплошь и рядом возникают экономические конфликты. Из них и произрастает экологическое неблагополучие. Положение усугубляет то, что нет узаконенной методики территориального планирования, методов комплексной оценки земельных ресурсов.