0
12004
Газета Печатная версия

04.10.2020 17:11:00

Карабахская война загоняет Москву в тупик

Лидеры Минской группы ОБСЕ сообща пытаются остановить Эрдогана

Тэги: война, нагорный карбах, азербайджн, армения, турция, эрдоган

Обострение конфликта вокруг Нагорного Крабаха - все статьи по теме


война, нагорный карбах, азербайджн, армения, турция, эрдоган В Степанакерте – столице Нагорного Карабаха уже немало разрушений.  Фото РИА Новости

Президенты России, Франции и США на призыв к воюющим в Нагорном Карабахе прекратить насилие и сесть за стол переговоров получили односторонний отказ.

Президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил о невозможности сделать это до достижения цели – возвращения Нагорного Карабаха под юрисдикцию Баку. Его партнер и союзник – президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган – и вовсе объявил о необходимости решить армянский вопрос раз и навсегда. Наверное, не стоит исключать того, что решение будет искаться в той же плоскости, что в 1915 году.

Война в непризнанной Нагорно-Карабахской республике (НКР), или за Нагорный Карабах, идет неделю. По ожесточенности, техническому уровню и даже степени вовлеченности внешних акторов она уже превзошла первую, 30-летней давности.

На стороне Азербайджана – Турция, Пакистан, удостоенные комплимента «настоящие друзья» от Ильхама Алиева и поднятых государственных флагов в Баку, а также перебрасываемые в регион Анкарой разномастные боевики из Сирии. О помощи Азербайджану заговорили в Украине.

За Нагорный Карабах – Армения. На декларативном уровне – Греция, Кипр, а также Индия – возможно, в пику Пакистану.

Представить, что все перечисленные страны втянутся в войну, не хватает фантазии. Но ситуация приобретает зловещий характер, если конфликт рассматривать не только в срезе Нагорного Карабаха, но и держа в уме крылатую фразу отца-основателя современного Азербайджана Гейдара Алиева. Его заявление об азербайджано-турецких отношениях: «Один народ, два государства» – стало в эти дни девизом. Политические наследники Гейдара Алиева и Сулеймана Демиреля, возможно, слишком буквально восприняли это определение. Но при этом оно гармонично вписалось в амбициозные планы Эрдогана.

Политическое эго 12-го президента Турции переросло пределы родного государства. Агрессивно возражая США, выдворяя с территории своей страны американскую военную базу, угрожая и шантажируя Европу, ссорясь и мирясь с Россией, противостоя ей в Сирии и Ливии, Эрдоган втиснулся в ряд политиков «мировой высшей лиги» и без экивоков провозгласил глобальную цель Анкары – турецкая неоимперия: от Балкан до Китая.

На берегах Босфора без особой маскировки и без оглядки на партнеров по Союзу тюркоязычных государств (Азербайджан, Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Туркменистан) поговаривают, что этот альянс, анонсировавшийся до недавних времен как гуманитарный, вполне можно рассматривать как первый шаг к большой цели.

Так оно и есть: например, выборы в парламент Киргизии 4 октября могли бы и не состояться, ни выдели Анкара Бишкеку необходимые средства; а склонный к нейтралитету и чрезмерной самостоятельности Туркменистан неожиданно получил серию политических митингов своих сограждан, работающих в турецких городах.

В сюжете возникновения тюркской неоимперии Армения – «пролив» с другим знаком. Другая страна региона с похожим «функционалом» – Грузия – считает Азербайджан и Турцию геополитическими союзниками и помимо этого находится в экономическом капкане двух стран с единым народом, мало обращая внимание на то, что заметные грузинские территории на многих картах и в книгах, издающихся в Турции, фигурируют как турецкие. Поэтому если для Алиева карабахская война, возможно, лишь попытка восстановления территориальной целостности Азербайджана, то для Эрдогана – еще и окончательное решение армянского вопроса.

Едва ли не главное препятствие в этом решении – стратегический союз Армении с Россией. Поэтому сегодня вполне рациональными видятся систематические вбросы в российские СМИ и блогосферу различных факторов, играющих на рост взаимного недоверия между Москвой и Ереваном: «соросное руководство Армении», расстрел армянской семьи военнослужащим российской базы в Гюмри, надуманный рост антироссийских настроений в Армении и антиармянских в России и т.д.

Россия, являясь стратегическим партнером Армении, в карабахском вопросе держалась равноудаленно от Еревана и Баку. Считая Южный Кавказ зоной своей геополитической ответственности и своего влияния, она призывала к решению проблемы исключительно путем диалога. Сегодня зыбкое равновесие нарушено. Далеко не в последнюю очередь амбициями Турции, считающей, что России пора потесниться.

Ситуация для России невыгодная. Если азербайджано-турецкому союзу удастся завершить кампанию в свою пользу, то это приведет лишь к усилению влияния Анкары. Россия же может потерять Армению, которая при неудаче, естественно, будучи разочарованной в геополитическом союзнике, кинется искать другого, более надежного, по ее разумению, и воинственного. Тогда на Южном Кавказе у России в партнерах останутся бывшие грузинские автономии – Абхазия и Южная Осетия.

А также Азербайджан, который может оценить невмешательство России в нынешнюю войну, но который никогда не забудет, кому именно надо быть благодарным в первую очередь за восстановление территориальной целостности. А это, понятно, Турция. Возможный же успех армянской стороны гарантирует России окончательный отход Азербайджана в сторону Турции с вероятными разбирательствами и претензиями Баку к Анкаре в том, что дело пошло не так. Поэтому наиболее рациональным видится давление на Анкару совместно с Францией и США, также никак не заинтересованными в возникновении «Блистательной Порты – 2», для прекращения войны и возобновления армяно-азербайджанских переговоров.

Армения в отличие от Азербайджана готова сесть за стол переговоров при полном прекращении огня и признании мировым сообществом того, что конфликт был начат Баку при поддержке Анкары. Военной помощи Армения не просит, справляясь пока с удержанием позиций и отвечая контрударами. Но премьер-министр Никол Пашинян не стал исключать того, что может и попросить о ней в будущем. Скорее армянская сторона надеется на активное дипломатическое вмешательство супердержав, медлительность которых чуть более 100 лет назад едва не привела к «окончательному решению армянского вопроса» Турцией. 


Читайте также


Наследство пока еще не уничтоженной УПЦ делят конкурирующие патриархаты

Наследство пока еще не уничтоженной УПЦ делят конкурирующие патриархаты

Милена Фаустова

Судьбу Украинской церкви по-разному видят в Киеве, Москве, Стамбуле и Бухаресте

0
1956
Стамбул стал ареной мини-переворота

Стамбул стал ареной мини-переворота

Игорь Субботин

Эрдоган сводит счеты с "оппозиционным" муниципалитетом

0
6107
"Хезболла" делает ставку на затяжную войну

"Хезболла" делает ставку на затяжную войну

Игорь Субботин

Новый генсек пообещал победить Израиль в ближнем бою

0
4140
Эрдоган готов дать трибуну главному противнику

Эрдоган готов дать трибуну главному противнику

Игорь Субботин

Глава Рабочей партии Курдистана может предстать перед турецкими депутатами

0
2138

Другие новости