28.09.2016 00:01:00
День в истории. 28 сентября
Тэги: история, великобритания, гимн, емельян пугачев, проспер мериме, кино, марчелло мастроянни
|
У Великобритании старинный гимн – но, что характерно, как бы неформальный, не утвержденный ни одной государственной инстанцией. Впервые его сыграли 28 сентября 1745 года со словами «Боже, храни короля». На троне тогда был Георг II; при Виктории или нынешней Елизавете II поют, конечно, «храни королеву». Архаическая лояльность переходит в феминизированную лексику модерна. Фото Reuters |
А теперь – другой казус, русский и по речевой ситуации как бы обратный британскому: слово монарха к народу. Не настоящего монарха, самозванца. Казак Емельян Пугачев 28 сентября 1773 года издал свой первый императорский манифест – от имени Петра III, якобы не умершего. При этом Пугачев, будучи неграмотным, не мог подписывать свои указы и манифесты. Но в этих текстах – социокультурная и политическая картина мира народными глазами. Портрет Пугачева, писанный с натуры масляными красками. Надпись: «Подлинное изображение бунтовщика и обманщика Емельки Пугачева». Фотография картины – С.М. Прокудин-Горский. 1911 |
|
И снова тема «человек и монарший двор». Французский писатель Проспер Мериме (1803–1870) сначала служил секретарем одного из министров, а потом стал своим человеком при дворе – по случайности знакомства с будущей императрицей Евгенией, супругой Наполеона III. Принял он участие и в издании переписки Наполеона I. Ну а собственно литературная деятельность? Мериме был классик жанра новеллы (того же корня слово novel, кстати, означает по-английски роман). На цыганку Кармен и других экзотических персонажей смотрел как сторонний наблюдатель, с королевской высоты. Бюст Проспера Мериме. Фото Реми Жуана |
|
Ну а в Италии последних десятилетий время республиканское, так что и в искусстве не короли, а звезды. Родившийся 28 сентября 1924 года киноактер Марчелло Мастроянни (ум. 1996) исполнил главную роль, например, в таком знаменитом фильме Феллини, как «Сладкая жизнь», где феномен, обозначенный в названии, независим от власти, от придворного статуса. Перед нами своего рода эмансипация частной жизни и творческой личности. Позже Мастроянни работал и в таком «низовом» жанре, как мелодрама. Своего рода эксперимент, испытание. Кадр из фильма «Я не хочу об этом говорить» (Марчелло Мастроянни и Луизина Брандо). 1993 |
Комментарии для элемента не найдены.