Хотите пример глобализации? Родившийся в Китае 1 сентября 1935 года японец Сейдзи Одзава первым из музыкантов с Востока достиг дирижерских вершин на Западе. Учился в Берлинском симфоническом оркестре и в Бостонском, с которым потом работал почти 30 лет. Был музыкальным директором Венской оперы. Почетный доктор Гарварда и Массачусетса. Репертуар – от Баха и Гайдна до Прокофьева и Шнитке. Темперамент, поглощенность, всемирная отзывчивость. Фото Reuters
Как много значат имена, та смысловая аура, которая их окружает! 31 августа 12 года родился будущий римский император Гай Юлий Цезарь Август Германик, более известный под прозвищем Калигула. По-латыни – ласковым: Сапожок. А мы теперь не слышим в нем ничего, кроме жестокости и коварства. Ну и вспоминаем тот хрестоматийный эпизод, когда Калигула произвел в сенаторы своего любимца коня по имени Инцитат. (Просьба не путать с инцестом, каковой порок у Калигулы тоже наличествовал.) Итог подвел Сенека: Калигулу «природа создала словно затем, чтобы показать, на что способна безграничная порочность в сочетании с безграничной властью».
Кадр из фильма Тинто Брасса «Калигула» (в главной роли Малколм Макдауэлл). 1979 |
Художник и пейзаж, который он пишет, смотрятся друг в друга, как в зеркало. У прославленного русского живописца Исаака Левитана, родившегося 30 августа 1860 года, это было именно так. «Я весь в этой картине», – говорил он о своем «Над вечным покоем». А «Вечерний звон», с его отраженным в воде закатом и покоем, – тот, ясное дело, «...как много дум наводит он». Скажем, таких: ширь и простор, этот вечный русский лейтмотив, там обжитой, но вот во «Владимирке» – не то. Дорога на каторгу. Роковая связь с несвободой.
И. Левитан. Вечерний звон. 1892. ГТГ |
Стихам французского поэта Теофиля Готье, появившегося на свет 31 августа 1811 года, очень хорошо подходило название его самой известной книги: «Эмали и камеи». Ювелирная тонкость, мастерство отделки, изысканность... Это были не прихоти, не капризы, а доминантные черты его личности. Им владела, помимо необходимости писать стихи, страсть к путешествиям и путевым впечатлениям, к воплощению их в слове (современники над ней подтрунивали). В объединении «Парнас» провозглашали: искусство для искусства. Бог ты мой, а для чего же? Не для внешних ведь целей?
Х.Мэйли. Шарж на Теофиля Готье. Около 1862 |