Авангардисты, хулиганы, эпатажники... Кадр из фильма «Поиски русских сокровищ»
Идея двухсерийного документально-анимационного фильма «Поиски русских сокровищ» навеяна выставкой-исследованием «Авангард: На телеге в XXI век». Он был посвящен передвижной экспозиции, которая в 1920–1921 годах познакомила Вятскую губернию с современным искусством, да так и застряла там на век. В 1990-х нити к забытой инициативе нашла тогдашний научный сотрудник, нынешний директор Вятского художественного музея Анна Шакина (см. «НГ» от 31.01.22), обнаружив графику Кандинского. В 2020–2022-м «телегу» прокатили от Екатеринбурга до Кирова, а потом завезли в Москву (см. «НГ» от 09.02.22). Потом «ТАМ Студия» с Энциклопедией русского авангарда решили сделать об этой истории фильм, собрали кураторов и искусствоведов и повторили маршрут 100-летней давности. Часть его – на телеге. Посмотреть фильм можно на платформе premier.one.
Когда в 2003 году коллекционер и галерист Ильдар Галеев с сотрудниками Музея изобразительных искусств Татарстана готовил выставку о казанском авангарде, те рассказали, что в истории искусства есть лакуны в виде позабытых выставок. В свое время Галеев посоветовал отправлявшемуся в Киров исследователю русского авангарда и куратору Андрею Сарабьянову познакомиться с Анной Шакиной, тогда работавшей замминистра культуры Кировской области. Та, в свою очередь, убедила отправиться в Яранск.
После революции лихой настрой художников нового поколения по переустройству жизни и общества, пусть на не очень продолжительное время, был выгоден новой власти. Вернее, выгоден был задор отринуть все старое в пользу всего нового. Кончилось это, как известно, довольно быстро, но поначалу художникам дали рычаги управления культурой. Уже в 1918-м отдел Изо Наркомпроса решил покупать новое искусство и отправлять в том числе в глубинку. Годом позже в Москве появился Музей живописной культуры (МЖК), одна из первых в мире госинституций современного искусства, запланированная как сеть с филиалами. О том, как все это происходило и во что вылилось, подробно рассказывали на выставках-реконструкциях Андрей Сарабьянов (см. «НГ» от 30.03.16 и 23.03.17) и Любовь Пчелкина (см. «НГ» от 09.09.19).
В 1920–1921 годах в тогдашнем Советске (дореволюционной Кукарке) открылось три выставки современного искусства, которые должны были показать и в других городах, но последняя, перевезенная в конце 1921-го в Яранск, по словам Шакиной, «из-за голода, тифа и разных трудностей» там и застряла почти на 100 лет.
Этот маршрут теперь проделали Анна Шакина, Андрей Сарабьянов, Любовь Пчелкина, Ильдар Галеев и другие искусствоведы и кураторы, с автобуса пересаживаясь в смешную сегодня телегу. У фильма неспешный нарратив, погружающий в атмосферу той эпохи, с купеческими домами, средь которых вдруг выросла гостиница «Метрополь», где в комнатах была даже горячая вода. Этот нарратив с тактом и иронией перемежается анимационными вставками (Юрий Богуславский) о времени самих авангардистов, и вообще мягкая ирония «тогда» и «сейчас» придает картине свое обаяние. Вот мультипликационные Луначарский и Ленин мчат на автомобиле, и на замечание наркома просвещения о назначении Татлина председателем Московской художественной коллегии отдела Изо Наркомпроса поправляющий кепку Ленин отзывается: «Хорошая идея. Но неочевидная». Или вот после сарабьяновских слов об авангардистах как «хулиганах и эпатажниках» камера переплывает на бескрайний пейзаж средней полосы, где луга, березы, речка – и никого. Пусть зритель сам решает, считать ли иронией судьбы, что в одном из бывших купеческих домов, где тогда показали выставку, теперь квартирует полиция: внутри здание уже не узнать, но один из сотрудников с упоением рассказывает, какие прежде были прекрасные старинные двери и даже изразцы.
Удивительное дело, выставку в Яранске – с работами и Кандинского, и Машкова, и Розановой, и Удальцовой, и Фешина, и тех, кого сегодня почти не знают… – посмотрела почти половина жителей. Только отзывов в местной газете команде фильма найти не удалось – не сохранилась подшивка за то время. Зато благодаря «Поискам русских сокровищ» музею (стоит ли говорить, в каких условиях живет региональная институция) немного улучшили условия работы.
Посвященные авангарду проекты – это не устаешь повторять – в последние годы стали одной из самых живых линий выставочной жизни Москвы. Отличный материал, часто малоизвестный, исследования и реконструкции событий, которые широкому зрителю дают интригу, но главное – заполняют белые пятна в истории искусства и показывают, что развиваться она могла бы очень разными путями.