0
5892
Газета Культура Печатная версия

12.09.2023 18:41:00

Телега в авангард. Георгий Аваньян снял фильм о потерянной 100 лет назад выставке

Тэги: фильм, кино, авангард, потерянная коллекция


фильм, кино, авангард, потерянная коллекция Авангардисты, хулиганы, эпатажники... Кадр из фильма «Поиски русских сокровищ»

Идея двухсерийного документально-анимационного фильма «Поиски русских сокровищ» навеяна выставкой-исследованием «Авангард: На телеге в XXI век». Он был посвящен передвижной экспозиции, которая в 1920–1921 годах познакомила Вятскую губернию с современным искусством, да так и застряла там на век. В 1990-х нити к забытой инициативе нашла тогдашний научный сотрудник, нынешний директор Вятского художественного музея Анна Шакина (см. «НГ» от 31.01.22), обнаружив графику Кандинского. В 2020–2022-м «телегу» прокатили от Екатеринбурга до Кирова, а потом завезли в Москву (см. «НГ» от 09.02.22). Потом «ТАМ Студия» с Энциклопедией русского авангарда решили сделать об этой истории фильм, собрали кураторов и искусствоведов и повторили маршрут 100-летней давности. Часть его – на телеге. Посмотреть фильм можно на платформе premier.one.

Когда в 2003 году коллекционер и галерист Ильдар Галеев с сотрудниками Музея изобразительных искусств Татарстана готовил выставку о казанском авангарде, те рассказали, что в истории искусства есть лакуны в виде позабытых выставок. В свое время Галеев посоветовал отправлявшемуся в Киров исследователю русского авангарда и куратору Андрею Сарабьянову познакомиться с Анной Шакиной, тогда работавшей замминистра культуры Кировской области. Та, в свою очередь, убедила отправиться в Яранск.

После революции лихой настрой художников нового поколения по переустройству жизни и общества, пусть на не очень продолжительное время, был выгоден новой власти. Вернее, выгоден был задор отринуть все старое в пользу всего нового. Кончилось это, как известно, довольно быстро, но поначалу художникам дали рычаги управления культурой. Уже в 1918-м отдел Изо Наркомпроса решил покупать новое искусство и отправлять в том числе в глубинку. Годом позже в Москве появился Музей живописной культуры (МЖК), одна из первых в мире госинституций современного искусства, запланированная как сеть с филиалами. О том, как все это происходило и во что вылилось, подробно рассказывали на выставках-реконструкциях Андрей Сарабьянов (см. «НГ» от 30.03.16 и 23.03.17) и Любовь Пчелкина (см. «НГ» от 09.09.19).

В 1920–1921 годах в тогдашнем Советске (дореволюционной Кукарке) открылось три выставки современного искусства, которые должны были показать и в других городах, но последняя, перевезенная в конце 1921-го в Яранск, по словам Шакиной, «из-за голода, тифа и разных трудностей» там и застряла почти на 100 лет.

Этот маршрут теперь проделали Анна Шакина, Андрей Сарабьянов, Любовь Пчелкина, Ильдар Галеев и другие искусствоведы и кураторы, с автобуса пересаживаясь в смешную сегодня телегу. У фильма неспешный нарратив, погружающий в атмосферу той эпохи, с купеческими домами, средь которых вдруг выросла гостиница «Метрополь», где в комнатах была даже горячая вода. Этот нарратив с тактом и иронией перемежается анимационными вставками (Юрий Богуславский) о времени самих авангардистов, и вообще мягкая ирония «тогда» и «сейчас» придает картине свое обаяние. Вот мультипликационные Луначарский и Ленин мчат на автомобиле, и на замечание наркома просвещения о назначении Татлина председателем Московской художественной коллегии отдела Изо Наркомпроса поправляющий кепку Ленин отзывается: «Хорошая идея. Но неочевидная». Или вот после сарабьяновских слов об авангардистах как «хулиганах и эпатажниках» камера переплывает на бескрайний пейзаж средней полосы, где луга, березы, речка – и никого. Пусть зритель сам решает, считать ли иронией судьбы, что в одном из бывших купеческих домов, где тогда показали выставку, теперь квартирует полиция: внутри здание уже не узнать, но один из сотрудников с упоением рассказывает, какие прежде были прекрасные старинные двери и даже изразцы.

Удивительное дело, выставку в Яранске – с работами и Кандинского, и Машкова, и Розановой, и Удальцовой, и Фешина, и тех, кого сегодня почти не знают… – посмотрела почти половина жителей. Только отзывов в местной газете команде фильма найти не удалось – не сохранилась подшивка за то время. Зато благодаря «Поискам русских сокровищ» музею (стоит ли говорить, в каких условиях живет региональная институция) немного улучшили условия работы.

Посвященные авангарду проекты – это не устаешь повторять – в последние годы стали одной из самых живых линий выставочной жизни Москвы. Отличный материал, часто малоизвестный, исследования и реконструкции событий, которые широкому зрителю дают интригу, но главное – заполняют белые пятна в истории искусства и показывают, что развиваться она могла бы очень разными путями.


Читайте также


Художник, который сделал все, чтобы его не знали

Художник, который сделал все, чтобы его не знали

Наталия Григорьева

Документальный фильм рассказывает детективную историю Павла Филонова

0
2726
Ирина Радинович: «Для футуристических экспериментов 111 – идеальная юбилейная дата»

Ирина Радинович: «Для футуристических экспериментов 111 – идеальная юбилейная дата»

Анна Самойленко

Об истории, наследии и знаковых мероприятиях Музея петербургского авангарда

0
1756
Стать звездой нажатием одной кнопки

Стать звездой нажатием одной кнопки

Жан Даниэль

Разговор с бумагой, или Мечты о профессионализме

0
2692
Роман Маякин получает "Право на лево"

Роман Маякин получает "Право на лево"

Наталия Григорьева

Герои комедии пытаются удержаться от измен

0
3618

Другие новости