Фото с официальной странички фестиваля в социальной сети
В Москве в третий раз пройдет фестиваль независимых детских театров и театральных проектов «Карабас». С 28 марта по 5 апреля зрители увидят 12 спектаклей, шесть из них – премьеры. На пресс-конференции, предшествующей фестивалю, говорили о проблемах независимого театра и кризисе театра репертуарного.
Фестиваль появился на чистом энтузиазме – собственно, как и большинство участвующих в нем проектов. Три года назад худрук театра «Снарк» Юрий Алесин и директор театра «Домик Фанни Белл» Андрей Поздняков задумали объединить спектакли независимых театров для младших школьников. Однако стало ясно, что последняя волна детского театра захватила самую юную аудиторию – детей буквально с первых месяцев рождения. В программе фестиваля больше половины спектаклей идут с возрастным ограничением 1–3 года. Так в фестивале участвует «Первый театр» – проект Ольги и Юрия Устюговых, которые делают истории для малышей от 10 месяцев. А также «Бэби Лаб» – долгосрочная программа по продвижению театра для малышей в России (1+).
Эти театры используют форму активного взаимодействия со зрителем – то, что сейчас называют вездесущим словом «интерактив». Споры о том, театр ли это вообще или все же умело режиссированная игра, «талантливое затейничество», по словам драматурга Андрея Бартенева, уже идут. Театр в классическом понимании остался далеко позади идей, относительно новых для России и давно опробованных в Европе. Однако один из острых вопросов, который поднимался на пресс-конференции – вопрос о кризисе репертуарного театра. Потребовалось немало времени, чтобы классические академические театры перевели детские спектакли в соразмерное детям пространство – на малые сцены, в фойе и т.п. Что касается большой сцены, то, как отметил Андрей Бартенев, здесь наблюдается острая нехватка новых произведений. «Молодые авторы хорошо пишут для условно взрослой аудитории, но когда речь заходит о детских пьесах, наблюдается страшная консервативность и инерция, – прокомментировал драматург. – Кажется, что еще мои родители ходили на подобные постановки». В этом смысле независимые театры работают интереснее, не боятся новых форм. Для ребят постарше (5+) покажут свои работы кукольный театр «Тут и там», фольклорный театр «Ученый медведь», Театр Вкуса, на спектакле которого зрители будут печь хлеб, а также гость фестиваля – минский театр «Картонка».
Но при обилии оригинальных идей независимые проекты сталкиваются с множеством организационных проблем, не хватает инфраструктуры. Из всех участников постоянную площадку – в Саду им. Баумана – имеет только «Домик Фанни Белл». Повезло и «Первому театру» – ему удалось разместиться в стенах Российской государственной детской библиотеки. Остальные вынуждены путешествовать по Москве. Так, проект «Игровые чтения» в 2014-м дал 140 спектаклей в студиях, семейных клубах, детских центрах. Их спектакли (2+) сделаны буквально на коленках – вернее, на столе, где располагаются куклы.
Проект легко перемещается с места на место в отличие от постановок, требующих монтажа декораций. Последним трудно выбираться в спальные районы – спектакли может пригласить к себе не каждый детский клуб, ценник не позволяет. Имея свободу творчества и формы выражения, независимый театр остро зависит от количества купленных билетов. Консервативный московский зритель в большинстве своем не готов к экспериментам и выбирает проверенный временем репертуарный театр, где есть классические постановки вроде поднадоевшей «Золушки». Однако, как отметил Андрей Поздняков, «Карабас» занимается людьми, а не площадками». И сюда приходят подвижники, как их определил Андрей Бартенев. Но сейчас участникам не хватает взаимодействия: один проект не смог найти хорошего художника, у другого проблема с драматургами, третий – и вовсе с трудом отвоевал себе крохотное место в московской афише. В будущем фестиваль планирует помимо программы для зрителей сделать образовательную программу для профессионалов, которая позволит перенять опыт коллег и найти необходимого члена команды. Чтобы продолжать доказывать, что детский театр – это не только бюджет, большой зал, свет, звук, но просто человек, у которого в кармане есть обычные магниты или бумажные стаканчики.