Спустя тридцать лет после выпуска школьная баскетбольная команда встречается на похоронах своего любимого тренера. Ларри (Адам Сэндлер) работает агентом Халка Хогана (хипстеры радостно вспомнят сериал «Гром в раю»), его солярийная фифа-жена (Сельма Хайек) тащит его в Милан на показ новой коллекции, а детишки не пьют никакой воды, кроме заоблачно крутых элитных сортов. Его школьные друзья оказались не такими крутыми ≈ жиртрест Эрик (Кевин Джеймс) потерял работу, а его жена до сих пор кормит четырехлетнего сынулю сиськой. Курт (Крис Рок) находится под пятой раблезианской тещи и беременной жены-трудоголика и проводит все дни за просмотром сериалов и приготовлением обедов. Роб (Роб Шнайдер) четвертым браком женат на бабуле-ньюэйджерше, а Маркус (Девид Спейд) вообще до сих пор не остепенился, бухает и спит без трусов.
Нельзя сказать, чтобы встреча школьных друзей была каким-то заоблачно провальным сюжетом для комедии: тут может быть полное раздолье самых что ни на есть зубодробительных шуток, пир злобной сатиры на туповатых обывателей. Но чтобы эти образы вывести, нужно обладать определенной смелостью.
И точно так же нельзя сказать, что Деннис Дуган, постоянный соавтор Адама Сендлера, смелостью не обладает. «Не шутите с Зоханом» - лучший тому пример: отбросив любые приличия, Дуган с Сэндлером сочинили череду уморительных гэгов про арабо-израильский конфликт и оттого выиграли.
«Одноклассники» же сделаны словно не их смелой рукой, а каким-то ленивым сочинителем пресных мелодрам, решившим на время ради заработка переключиться на комедии и совершенно не владеющим жанром.
Вроде бы есть попытки устроить какую-то социальную критику: вот добившийся всего на свете голливудский холеный агент хлещет чем попало по морде своих дружков ≈ доказывает превосходство вроде бы. Вроде бы есть даже попытки вывести в образах героев какие-то социальные типы: демон гламура, туповатый обыватель, кидалт, хиппарь, подкаблучник. Но как-то все эти социальные типы лениво сделаны, акценты не расставлены.
«Одноклассники» вообще производят впечатление чего-то крайне ленивого и необязательного, понять, о чем это все, невозможно. Как и восстановить в голове перипетии фильма. Тут, вроде бы, соблюдены все законы, есть все эпизоды, которые по натуре своей должны бы вызывать истерический хохот: ужин в компании пьяного лоботряса, толстяк на водных лыжах, толстая сварливая старуха-негритянка, наконец. Но получается в итоге форма без содержания, то, что должно веселить, навевает скуку.
Дуган даже ритма держать не в силах: немногочисленные шутки не пляшут чередой, а лениво выныривают то здесь, то там. Причем оригинальностью они не отличаются и даже более того ≈ все без исключения умещаются в двухминутный трейлер. Остальное же пространство занято праздношатанием, ленивыми перепалками и, в результате, натянуто-патетической развязкой с необъяснимо-идиотичной моралью. Иногда только Дуган пытается в этот теплый жиденький кисель добавить чего-то условно «бодренькое» типа сисек, из которых бьет фонтан материнского молока, или намеков на повышение сексуальной активности персонажей на природе. Даже, казалось бы, вполне плодотворная тема для комедий в духе «ничего святого» - похороны тут скучно разыграны и отброшены лапой куда-то в сторону. Ну, приехали, ну, простились с любимым тренером. Поехали дальше. Открываешь рот, набираешь воздуху побольше в легкие, чтобы ржать как конь над очередным зубодробительным гэгом ≈ и получаешь фигу.
В этой лени можно было бы усмотреть, опять же, отсутствие смелости ≈ дескать, на обывателей рука не поднимается, а как евреев мочить злобнейшей сатирой ≈ пожалуйста. Но вроде до сих пор в такой вот лени ни Сендлер, ни Дуган не были замечены.
Сними всю эту ленивую лабуду, от которой остается только вопрос ≈ что там происходило час сорок минут? - какой-нибудь неизвестный персонаж ≈ она бы не стоила внимания. А так - обидно, что фильм мог бы быть куда сильнее, (а ведь мог бы!) если бы к проблемам обывателей Дуган с Сэндлером подошли с той же прытью, что и к арабо-израильскому конфликту.