0
747
Газета Культура Интернет-версия

14.07.2010 00:00:00

Фонтан вражды народов

Тэги: кино, прокат, аджами


Выдвинутый на «Оскар» и получивший на Каннском кинофестивале 2009 года «Золотую камеру» фильм «Аджами» более всего примечателен как яркая манифестация во имя мира: на это указывает даже тот факт, что один режиссер картины (Искандар Кобты) ≈ палестинец, другой (Ярон Шани) ≈ еврей. Хотя снята картина на государственные деньги Израиля.

Аджами ≈ это квартал в Яффе, где живут и арабы, и евреи. В нем разворачиваются несколько сюжетных линий, из которых фильм и состоит. Парень-нелегальный подсобный работник забегаловки пытается найти деньги на лечение смертельно больной мамы, торгуя наркотиками. Полицейский ищет своего брата, пропавшего без вести. Семейство во главе с перенесшим инсульт и теперь парализованным отцом пытается спастись от мафии, которая за ним охотится за то, что один из его членов выгнал из своего кафе рекетира.

Как и многие построенные на таком совмещении разных сюжетных линий (привет Иньярриту ≈ в том числе и в смысле языка) фильмы, «Аджами» грешит и излишней назидательностью, и какой-то вычурной выразительностью. Все эти сплетающиеся в тугой узел истории Шани и Кобты снимают в предельно документальной манере: здесь она заключается не столько в том, что камера трясется, а оператор снимает происходящее из-за угла, сколько в том, что действие развивается почти в реальном времени. Не спеша, обстоятельно оба режиссера живописуют весь ужас квартала, «чрева Востока», в котором торгуют наркотиками и размахивают пушками. Гремят выстрелы, ни в чем не повинные обыватели гибнут от рук хулиганов и сепаратистов, а телевизор на заднем плане то и дело бормочет об этих преступлениях. Правда, и в живописании Шани и Кобты грешат пошлостью: наркодиллер у них нюхает кокаин под грохочущее техно, его лицо встык монтируется с дрожащим эквалайзером на проигрываетеле, а, вдоволь нанюхавшись, бородатый торчок, конечно, откидывает голову назад и начинает сладострастно раскачиваться. Эта живопись для режиссеров является главным, в определенный момент они на ней зацикливаются, и получается, что ничего кроме не остается. Драматургия держится ровно на нуле ≈ при том, что Шани и Кобты ничуть не скупятся на яркие изобразительные средства: тут и рыдают, и дерутся, и пленку режиссеры режут в лохмотья, и монтируют эпизоды резко, словно обрубают. Но развития сюжет не получает буквально до последнего получаса. А в картине хронометражом в два часа это особенно бросается в глаза.

Расценивать «Аджами» в контексте кинематографа как-то не получается: не выдерживает, в общем, фильм критики и дальше живописания нравов колоритного квартала не идет (правда, надо отдать должное авторам, сюжетные линии сходятся, и в этот момент, конечно, нас что-то такое должно осенить). Скорее, это такая акция. Как собираются рок-музыканты, чтобы поехать в тур и собрать деньги больным детям, или писатели издают книжку специально написанных по случаю рассказов. Правда, в таких случаях все сборы уходят тем, в пользу кого собственно собрались ≈ кино этого не позволяет, ну и не страшно. Сам факт объединения израильского и палестинского режиссеров для съемок фильма вполне работает. В фильме рефреном звучит закадровый текст: «Закройте глаза, откройте их на счет три, и вы окажетесь в другом месте». Ясно, что никакого другого места не будет, как гремели взрывы ≈ так и будут греметь. Как продолжалось последние пятьдесят лет противостояние изарильтян и палестинцев ≈ так и будет продолжаться. Но и от туров в поддержку больных детей, положа руку на сердце, радикальных перемен никто не ждет.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
1031
Тулбурел

Тулбурел

Илья Журбинский

Последствия глобального потепления в отдельно взятом дворе

0
874
Необходим синтез профессионализма и лояльности

Необходим синтез профессионализма и лояльности

Сергей Расторгуев

России нужна патриотическая, демократически отобранная элита, готовая к принятию и реализации ответственных решений

0
812
Вожаки и вожди

Вожаки и вожди

Иван Задорожнюк

Пушкин и Лесков, Кропоткин и Дарвин, борьба за выживание или альтруизм и другие мостики между биологией и социологией

0
528

Другие новости