0
1566
Газета Культура Интернет-версия

08.07.2010 00:00:00

Семь сроков

Тэги: кино, премьера


кино, премьера Сам судебный процесс режиссер оставляет за скобками.
Кадр из фильма

Человек с комично оттопыренными ушами, похожий на смесь Брежнева и Вуди Аллена, переизбирался на пост премьер-министра Италии семь раз (правда, не подряд – он занимал пост по несколько раз в периоды с 1972 по 1973 год, с 1976 по 1979-й и с 1989 по 1992 год). Его звали Джулио Андреотти. Ему посвящен новый фильм Паоло Соррентино «Изумительный».

Эта фигура идеальна для байопика. Его бесконечное, казалось, правление завершилось шумным судебным процессом, где экс-премьера обвиняли в связях с мафией и заказных убийствах, а сам он воплощал для итальянцев власть во всех ее проявлениях: отрицательных, конечно, в первую очередь. Вот слово «воплощал» для Соррентино – ключевое.

Яркий представитель нового итальянского кино, Соррентино видит премьера-геронтократа не как преступника, у которого руки по локоть в крови, а как вполне комичного тихоню с запуганными жестами (он даже руку жмет как-то по-куриному), которого толпа то демонизирует, то превозносит (немудрено, что прототип главного героя высказался о своей кинобиографии крайне презрительно). Да и толпа тут не ахти какая: все товарищи по партии, умещающиеся за одним столом.

Именно этот контраст между образом правителя и старикашкой, который внимательно следит, как растворяются таблетки аспирина в стакане, волнует Соррентино. Судебный процесс здесь остается за скобками – финальные титры начинаются ровно тогда, когда судья объявляет начало первого заседания. Таким образом режиссер сразу отметает все самое неинтересное – то есть известное публике. Речи, борьбу и так далее. И сосредотачивается на куда более неизвестном: самой фигуре вечного премьера. И соответственно сворачивает с проторенной дорожки байопика о злом и преступном правителе – будь то хоть «Никсон» Оливера Стоуна (кстати, ближайший жанровый родственник «Изумительного» – но только по языку). Его не интересуют жанровые клише и традиционное развитие сюжета «мальчики кровавые в глазах».

Андреотти в исполнении Тони Сервильо, известного по «Гоморре» Маттео Гарроне, мучается только одним мальчиком кровавым (вернее, уже дедушкой) – похищенным и убитым «Красными бригадами» товарищем по партии христианским демократом Альдо Моро, который ему является в видениях. И то – пока Папа Иоанн VI предлагал террористам обменять Моро на себя, однопартиец Андреотти отделался обещанием не есть мороженого, если пленника «Бригад» когда-нибудь отпустят. Известен он был любовью к мороженому.

Соррентино не сосредотачивается на том, что главный герой – вовсе не герой и для власти негоден вовсе. Не сокрушается по этому поводу. Ну да, ситуация вполне абсурдная, ну и Андреотти здесь – человек абсурда. Не хрупкая персона, на которую взвалили непосильный груз, а такой пенсионер, которому приходится изображать карманного монстра со стальным взглядом. И рано или поздно придется остановиться на чем-то одном, и в данной ситуации – окаменеть в состоянии стоеросового монстра.

Раз вся нагрузка в фильме целиком лежит только на главном герое – тут особый разговор стоит вести о Тони Сервильо. Он строит роль именно на этом превращении старичка, который смотрит телевизор на диване и подшучивает над супругой, в самого настоящего монстра. И с этой драматургией он справляется на ура – от превращения глаз не оторвать. Соррентино здесь остается только врубать музыку погромче с ухающими басами – для контраста со стоеросовым главным героем – и резать по живому цветами вырвиглаз.

Ну и напоследок: похоже, что «Изумительным» Соррентино создал прецедент – жанр политической монодрамы оказался к лицу исполнителю главной роли. В этом году должен выйти фильм про Горбачева, где Сервильо сыграет главную роль (не зря в одном из эпизодов «Изумительного» находящийся на переговорах в Москве Андреотти, сидя под портретом Ленина, подтрунивает над знаменитыми лысиной и пятном). Только бы не повторял с превращением – у нас это не прокатит.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
1031
Тулбурел

Тулбурел

Илья Журбинский

Последствия глобального потепления в отдельно взятом дворе

0
874
Необходим синтез профессионализма и лояльности

Необходим синтез профессионализма и лояльности

Сергей Расторгуев

России нужна патриотическая, демократически отобранная элита, готовая к принятию и реализации ответственных решений

0
812
Вожаки и вожди

Вожаки и вожди

Иван Задорожнюк

Пушкин и Лесков, Кропоткин и Дарвин, борьба за выживание или альтруизм и другие мостики между биологией и социологией

0
528

Другие новости