0
1381
Газета Культура Интернет-версия

01.07.2010 00:00:00

Над всей Италией безоблачное небо

Тэги: кино, премьера


кино, премьера В Италии фильму Торнаторе придали статус нацпроекта.
Кадр из фильма «Баария»

Новый фильм итальянского классика Джузеппе Торнаторе «Баария», которым открывался прошедший Венецианский фестиваль, – эпического размаха полотно. На этом полотне разместилась вся история второй половины ХХ века. Как ее видит Торнаторе.

Детство маленького оборвыша Пеппино Торренуова (в детском, подростковом и зрелом возрасте его играют соответственно Джованни Гамбино, Давиде Вивиани и Франческо Шанна) пришлось на войну и муссолиниевский период истории Италии. Подростком он вступил в Коммунистическую партию, стал ее активистом и влиятельным членом, женился на своей первой любви (Маргарет Маде) и нарожал кучу детей.

Джузеппе Торнаторе снял самый масштабный и один из самых дорогостоящих итальянских фильмов современности. В прошлом году он открывал Венецианский кинофестиваль, в этом был выдвинут на «Золотой глобус». А главное – «Баарии» на родине придали статус эдакого нацпроекта, эпического полотна, воспевающего величие Сицилии, а среди продюсеров числится Мария Берлускони – дочь главы государства. Так что биография пламенного коммуниста Пеппино Торренуова здесь только сквозной сюжет, а на него уже нанизаны куда более важные эпизоды, которые и составляют фильм. Они перетекают из одного в другой и иногда к персоне, на которую здесь возложена миссия главного героя, вовсе не имеют никакого отношения.

Торнаторе плавным переходом от эпизода к эпизоду создает ключевой, самый важный для «Баарии» эффект – панорамы ярких образов. Из них он и складывает, как мозаику, это эпическое полотно. Вот американский солдат дарит девочке парашют, его белоснежная ткань застилает весь экран, и вот уже вся деревня щеголяет в белых рубашках. Вот лихой деревенский парень поднимает зубами наковальню – восторженная публика спешит убедиться, что зубы у него настоящие, камера выхватывает челюсть победителя – хоп, и вот уже во весь экран скалится лошадиная морда, и действие катится дальше, оставляя далеко позади парня с его сверхкрепкой челюстью и наковальней.

Но эта же вполне гоголевская эпическая картина делает Торнаторе дурную услугу – фильм грешит, как многие киноэпопеи, тем, что его можно начинать смотреть когда угодно и заканчивать в любой момент. Можно смотреть пять минут, можно – час. Здесь нет, по сути, никаких перемен, никакой драматургии. Герой растет и завоевывает вес в обществе, марксистов перестают бить палками – вот и все, что здесь меняется. Это такой National Geografic, но сконцентрированный не на тиграх, кенгуру и леопардах, а на людях.

Что самое ценное в «Баарии» – то, за что Торнаторе можно простить и госзаказ, и все на свете: это редкий образец чистейшего позитивизма. Что бы ни происходило – война, чистки, репрессии, – все равно эти события только скользнут где-то на горизонте, по первому плану пройдется Торренуова с пачкой листовок, где-то в толпе мелькнут лица Моники Белуччи и Микеле Плачидо. В центре же кадра останется какой-нибудь весьма яркий тип (хромой, с бельмом на глазу, толстый, в смешной шапке, наконец), что-нибудь колоритно выкрикивающий в толпу. Во время драки политических противников на митинге Торнаторе упорно наводит камеру не на сражающихся в кулачном бою идейных противников, а на стоящего в углу невозмутимого дельца в кепарике, продолжающего среди суматохи продавать доллары. Дальше без этого персонажа вообще ни одна уличная сцена не обойдется – нет-нет да вылезет из подворотни.

До сих пор образцом такого позитивизма в кино был Кустурица лучших времен, когда еще не успел всем осточертеть со своими веселыми покойниками и периодически выходящими из кустов оркестрами. Теперь его пьедестал покачнулся – тем более что у Торнаторе он в «Баарии» переходит уже из рубрики мировоззрения в раздел национальной идеи.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
1032
Тулбурел

Тулбурел

Илья Журбинский

Последствия глобального потепления в отдельно взятом дворе

0
874
Необходим синтез профессионализма и лояльности

Необходим синтез профессионализма и лояльности

Сергей Расторгуев

России нужна патриотическая, демократически отобранная элита, готовая к принятию и реализации ответственных решений

0
812
Вожаки и вожди

Вожаки и вожди

Иван Задорожнюк

Пушкин и Лесков, Кропоткин и Дарвин, борьба за выживание или альтруизм и другие мостики между биологией и социологией

0
528

Другие новости