0
1083
Газета Культура Интернет-версия

19.05.2010 00:00:00

Черно-белый фильм

Тэги: кино, премьера


Первый законно избранный чернокожий президент ЮАР, Нельсон Манделла (Морган Фримен) отменил Апартеид, но расовую проблему не решил. Теперь в меньшинстве оказалось белое население. В это время национальная сборная по регби, сплошь состоящая из белых игроков, проигрывает решающий матч. Тут Манделле и приходит в голову идея примирить белое и черное население, проведя в Северной Африке чемпионат мира по регби и одновременно расположив к себе капитана сборной Франсуа Пьенара (Мэтт Деймон).

Живописуя президентство Манделлы (достаточно короткое, кстати ≈ пять лет), Иствуд рисковал снять второй «Гран Торино», историю честной, злой и мускулистой старости. Но ему хватает вкуса не наводить оптику строго на главного героя: иначе получилось бы черезчур банальное высказывание. Режиссер берет не самые героические эпизоды биографии героя ≈ не борьбу в рядах Африканского Национального Конгресса, не заключение и не отмену Апартеида, а вполне тихое время президентства, лишенное особого романтического ореола. Да и роль великого чернокожего реформатора здесь играет Фримен ≈ актер с самым постоянным, никогда не меняющимся амплуа, вечный добрый дедушка с мудрым взглядом и теплыми сухими ладошками. Здесь он ≈ только символ, знак, но ни в коем случае не главный герой.

Количество трактовок «Непокоренного» в контексте творчества Клинта Иствуда неисчерпаемо ≈ но и очевидно, что в его фильмографии эта работа стоит особняком. Не только потому, что это первая лента, снятая «Грязным Гарри» после ухода из актерской профессии ≈ при желании этим фактом можно объяснить то, что теперь у Иствуда-режиссера руки развязаны, и он смог с чистым сердцем снять моралите, доказывающее всем давно известные истины, но именно в силу своей старомодности безумно привлекательное.

В поле зрения Иствуда ≈ не человек, а отношения людей ≈ в первую очередь, Манделлы и Пьенара - и тем самым «Непокоренный» превращается из байопика в эпос, историю не человека, а народов. Кажется, только Иствуду позволительны такие массштабы идеи при вполне скупых средствах. Камера постоянного напарника Иствуда Тома Стерна (того самого, который работал с Луниным над «Царем») фиксирует действие предельно сухо и без изысков, чтобы в кульминационный момент решающего матча сорваться на замедленную съемку и в течение десяти минут трубить осанну дружбе народов. В этом пугающем своей банальностью и длиннотой эпизоде ≈ весь фильм. Одновременно и щиплешь себя за руку ≈ старик серьезно думает, что этот прием, миллион раз спародированный и ставший уже общим местом, сработает? - и ловишь на мысли, что работает, и еще как. Причем непонятно, как и почему все эти пляшущие вокруг забегаловок негры и братающиеся на улицах жители ЮАР выглядят не пошлятиной, а элементом высокой драмы. Здесь Иствуд определенно берет верх своей харизмой, распространяющейся далеко за границы экранных образов и экрана вообще.

Можно сказать, что Иствуд в «Непокоренном» сделал ровно то, что пытался создать последние годы, и чего ему не позволяла камерность и зацикленность на актерах (ближе всего он подошел к этой цели в дилогии «Флаги наших отцов» - «Письма с Иводзимы») ≈ снять эталонную морализаторскую драму о мире во всем мире и прочих простых истинах, равную по значимости золотым голливудским лентам, а по замыслу ≈ почему бы и нет - «Рождению нации». Пусть банальную и в мыслях, и в изобразительных средствах, пусть старомодную но ≈ работающую. Чего-то подобного можно было бы ожидать от вторых «Утомленных солнцем», если бы мы все их не видели - совершенно дикого, но берущего за душу зрелища.

Одним словом, избежав второго «Гран Торино», Иствуд поступил ровно так, как поступил бы Уолт Ковальски, будь он режиссером: по-королевски дал бы величественную и массштабную драму, пусть и старомодную. В этом смысле кто тут этот самый Непокоренный определенно становится ясно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
1032
Тулбурел

Тулбурел

Илья Журбинский

Последствия глобального потепления в отдельно взятом дворе

0
874
Необходим синтез профессионализма и лояльности

Необходим синтез профессионализма и лояльности

Сергей Расторгуев

России нужна патриотическая, демократически отобранная элита, готовая к принятию и реализации ответственных решений

0
812
Вожаки и вожди

Вожаки и вожди

Иван Задорожнюк

Пушкин и Лесков, Кропоткин и Дарвин, борьба за выживание или альтруизм и другие мостики между биологией и социологией

0
528

Другие новости