Все готово к началу фестиваля. Осталось уговорить стихию не мешать.
Фото Reuters
Через несколько часов на спешно приведенном в порядок после разгула стихии Лазурном Берегу премьерой «Робина Гуда» Ридли Скотта начнется 63-й Каннский международный кинофестиваль. Не характерный для этих мест шторм, конечно, сильно подпортил жизнь организаторам фестиваля, которые вынуждены были через СМИ гасить истерику уже почти сложивших чемоданы гостей и участников.
«Каннский фестиваль под угрозой срыва!» – кричали газеты, а тем временем на Круазетт шла круглосуточная работа по восстановлению привычного облика набережной. Сейчас знаменитый бульвар в полной боевой готовности, хозяева прибрежных кафе подсчитали убытки, закупили новую мебель и вновь открылись для постоянных завсегдатаев-синефилов.
Отовсюду на город, чье население в эти дни обычно увеличивается в четыре раза, взирает веселая Жюльетт Бинош, ставшая в этом году лицом Каннского фестиваля. На официальных фестивальных постерах актриса держит в руках кисть со светящейся краской, которой выводит слово «Cannes». Одетая в черную рубашку и черные брюки, босоногая и смеющаяся, она словно подмигивает всем, призывая не обращать внимания на стихию и радоваться хорошему кино.
Надо надеяться, что хорошее кино не заставит себя долго ждать. Каннский фестиваль – это съезд кинематографических трендов, определяющий основные направления моды на ближайший год. 16 лет назад, скажем, «Криминальное чтиво» Квентина Тарантино произвело здесь фурор, введя в моду рваную манеру постмодернистского повествования, а через десять лет тот же Тарантино, только уже почти остепенившийся, присудил «Золотую пальмовую ветвь» традиционной политической агитке Майкла Мура «Фаренгейт 9/11». Киномода переменчива, как и всякая мода┘
Судить конкурсантов будет Тим Бертон и его команда из 11 человек, среди которых – актеры Бенисио дель Торо, Кейт Бекинсейл и Джованна Меццоджорно, режиссеры Шекхар Капур и Виктор Эрисе, директор Туринского музея кино Альберто Барбере┘ Актер Гаэль Гарсия Берналь возглавит жюри «Золотой камеры», режиссер Клер Дени – жюри программы «Особый взгляд», а режиссер Атом Эгоян будет выбирать лучших среди студентов киношкол (программа «Синефондасьон»).
В этом году Канны стали еще одной фестивальной площадкой, где будет вручаться аналог берлинского Тедди – приза за лучшую картину об однополой любви. Из крупных фестивалей Канны – последние, кто сломался под тяжестью новых реалий. Два года назад по пути Берлинале пошла консервативная Венеция, и теперь вот пал последний бастион гетеросексуализма на кинематографическом пространстве.
В основном конкурсе – 19 полнометражных лент. Имена режиссеров – от известнейших (Кен Лоуч, Алехандро Гонсалес Иньяриту, Майкл Ли, Бертран Тавернье, Такеси Китано, Никита Михалков, Аббас Киаростами) до дебютантов. В этом году в конкурс отобран игровой дебют документалиста Сергея Лозницы «Счастье мое», снятый Украиной в копродукции с Германией и Нидерландами, о приключениях заблудившегося дальнобойщика на глухих просторах российской глубинки. Ожидаемый всеми фильм Терренса Малика «Древо жизни» оказался не готов к фестивалю из-за кризиса.
Как всегда, вне конкурса покажет свою новую работу – «Ты встретишься с незнакомым брюнетом» – неутомимый Вуди Аллен. Кроме того, внеконкурсная программа представит фильм Отара Иоселиани «Шантрапа», продолжение драмы Оливера Стоуна «Уолл-стрит» – «Уолл-стрит: деньги не спят», фильм Андрея Ужицы «Автобиография Николае Чаушеску», «Тамара Дрю» Стивена Фрирза. В главной параллельной программе, «Особом взгляде», появится очередной фильм самого старого режиссера планеты (101 год) португальца Мануэля Ди Оливейры «Странная история Анхелики». В своем более чем вековом возрасте Оливейра регулярно снимает и не пропускает крупные фестивали. Его реликтовый статус позволяет ему по-прежнему получать награды, большинство из которых уже носят утешительный характер.
В третий раз в Интернациональной Деревне откроется Российский павильон. В рамках работы Российского павильона отметят 25-летний юбилей «Синефантома» – компании, которая в свое время стала застрельщиком показов альтернативного кино. А Константин Эрнст проведет конференцию, посвященную развитию киноиндустрии в России.