Морозная зима 1942 года. Белобрысая девочка Надя, работавшая в цирке с родителями, а потом попавшая в интернат для пионеров-бойцов, остается одна. Все ее товарищи гибнут, сама девочка контужена и в бессознательном состоянии кое-как добирается до Кремля. Там уже знают, что Третий Рейх хочет воскресить тевтонскую армию, разбитую Александром Невским в ледовом побоище, и готовят Надю к переброске на тот свет, чтобы она воскресила спецподразделение пионеров и вместе они бы на голову разбили тевтонцев.
Да, все верно, этот сюжет восстанавливает в памяти курехинских "Двух капитанов-2". Можно вспомнить еще "Мифогенную любовь каст" Пепперштейна-Онуфриева и романы Масодова. И они, и "Первый отряд" работают с одним материалом - советским мифом, массовым бессознательным. И нельзя сказать, что цель тут - разоблачение черной магии "проклятых семидесяти лет коммунизма". Все гораздо глубже и серьезнее: в башке каждого из нас советский миф сидит, выгнать его невозможно. К нему апеллируют стеллажи с исторической литературой в любом книжном магазине, его теребит вечерний эфир каналов с бесконечными документальными фильмами со "скандалами-интригами-расследованиями" самой, что называется, широкой тематики - от "Ленину дали денег на революцию немцы" до "Цоя убили прибалтийские националисты". И, обращаясь к этим мифам, режиссеры в первую очередь апеллируют к общественному бессознательному и социальным комплексам.
В этом плане "Первый отряд" - это двойной удар. Во-первых, с общественным бессознательным было принято до сих пор работать только доводя его до полного абсурда (см. те же "Два капитана-2"). То есть, по сути, на выходе получалась комедия, радостная джига на костях имперского сознания, которое терпит крах. "Первый отряд" же сделан куда тоньше. В смысле сюжета он, может, и действительно представляет из себя абсурдную кашу советских мифов о Великой Отечественной (трансформирующуюся этим сознанием в Великую Оккультную): но более грамотно подобранной каши нельзя придумать. Здесь не поверхностные мифы, а вполне скрытые, несколько даже эстетские: и про оккультные эксперименты Германии, и про некоторую реабилитацию православия во время войны (в аниме фигурирует монах-отшельник). Есть даже вовсе маньеристская аллюзия к эйзенштейновскому "Александру Невскому", снятому по заказу Сталина в ряду патриотических лент о героях прошлого и направленному как раз на создание мифа.
Во-вторых, "Первый отряд" - аниме, как ни крути, достаточно необычное. И дело тут не в сюжете - тонкая кровавая прорисовка все под себя подомнет: от "Колобка" до "Капитала". Пожалуй, единственное неанимешное в "Первом отряде" - псевдодкументальные перебивки, в которых якобы эксперты по военной истории и участники войны пытаются оценивать события - мог ли такой специальный отряд существовать, вступал ли третий рейх в сговор с потусторонним миром и проводились ли в СССР эксперименты по переброске на тот свет своих разведчиков. Собственно, эти перебивки основную смысловую нагрузку в фильме и несут. Выталкивают фильм из дискурса аниме и помещают именно в дискурс скорее mocumentary. И отсюда уже - то самое внимание к мифу и бессознательному.
Но и тут есть свои тонкости: сама по себе идея мультипликационной "МЛК" весьма очевидна - каждому знакомому с русским концептуализмом она может прийти в голову и приходит. Упирается же все в профессионализм. И если бы "Первый отряд" был создан просто купившими в "Фаланстере" пару умных книжек и прогулявшимися до "Винзавода" студентами - это была бы среднесмешная шутка, оммаж тем, кто рефлексировал насчет советского прошлого. Но создатели "Отряда" - Михаил Шприц и Алексей Климов - люди профессиональные. Они, по большому счету, своей головой, а не пепперштейновской или масодовской до этой рефлексии дошли. Они не воспроизводят ее в миллионный раз, а непосредственно рефлексируют. Они понимают, что такое комиксы, профессионалы, опять же, в этой сфере. Они привлекли в качестве режиссера мастера аниме Йошихару Асино, который был аниматором на "Покемонах" и "Мулане" - то есть с техникой у него все в порядке. И никакая "Первый отряд" не забава. Это методичное, техничное и очень мастерски производимое привитие аниме на русскую почву. Техника китайская, содержание - сермяжное, родное, выстраданное. Как показывает практика, это - залог успеха.