Фото Людмилы Волковой
Перед нечалом летнего сезона один из крупнейших музеев в России и мире представил свои завершенные и перспективные проекты.
Основной упор был сделан на реставрационных достижениях – на подходе двадцатилетний юбилей грандиозной программы, которая начиналась планом реставрации (1989) переданного в ведение Русского музея в 1988 Строгановского дворца.
Сегодня работы в Строгановском дворце практически завершены. Строгановский – коллекция архитектурных имен и перестроек, от Воронихина, Росси и Растрелли до безвестных перепланировщиков, перегородивших просторы залов для закутков чиновников-ботаников и электриков. Реставрация, помимо возвращения изначального цвета фасада, выразилась и в самом отношении к дворцу. Это не экспозиционное пространство, а экспонат сам по себе. Потому особая тщательность работы над интерьерами, точность воссоздания планировки, кропотливое восстановление деталей: вензеля, лепнина, отделка. Обивка стен тканью – понятно, что не той же, но сходной фактуры. И атмосфера – эпохи, помещения. Деревянный камин определил тему графского увлечения охотой: в зале коллекция изображений лошадей, собак, охотничьих сцен. Картинную галерею, изначальную коллекцию которой восстановить невозможно, составят картины современной эпохи. К тому же они сами – подручный материал для реставраторов. Последнее на сегодня возрожденное помещение – Большой кабинет графа С. Г Строганова воссоздан как раз по картине.
Фото Людмилы Волковой |
Но главным накануне весеннего потепления получился «садово-парковый» акцент. В Михайловском саду, который 1 мая открывается после сезонной просушки, завершен последний объект – чугунный мостик Росси, а Летний закрыт в ожидании окончательного согласования плана работ по реконструкции (оба сада переданы музею в последнее, самое активное, десятилетие «реконструкционного» периода – соответственно в 1998 и 2002). Даже в Мраморном дворце, посвежевшем и похорошевшем в этом тысячелетии, министра культуры Александра Авдеева и губернатора Валентину Матвиенко отправили в сад: торжественно открывать восстановленный Зимний сад. Кроме фонтана, мраморных скульптур и цветущих экзотов, здесь предмет особой гордости – исторические живописные панно Якова Дадонова и торшеры из уранового стекла. Впрочем, и контрастов во дворце еще хватает. Например, дивная резная деревянная галерея внутреннего дворика с видом на мусорные контейнеры и строительный «полураспад». Но – здесь же завершают набор паркета из неимоверного числа пород дерева в Мраморном зале. Этот дворец, спроектированный Ринальди, в отличие от Строгановского, пострадал не от перестроек и дележки площадей, а от «совстандарта» поселившегося здесь музея Ленина, которому «имперские излишества» были ни к чему – потому не позолота, а масляная красочка, и паркет попроще. (Кстати, от тех времен парочка бюстов вождя завалялась на заднем дворе: один еще горделиво монументальный, второй, помельче, – обидчиво ссутулившийся вполоборота.)
Фото Людмилы Волковой |
Третий активно возрождаемый «отчетный» дворец Михайловский (Инженерный) замок. Здесь комплексная реконструкция продиктована изначальным форматом – как замка с прилегающим пространством: аллеи, каналы, мосты. И нетипично для Петербурга объемной архитектурой. Здесь образец виртуозной работы - Георгиевский зал с облицовкой редкими сортами мрамора. А еще этот средневекового вида замок странно уживается со своей высокотехнологичной экспозицией. Открытый фонд скульптуры ХХ-ХХI веков - мультимедийная экспозиция, дополняемая новыми «штучками», вроде выдвижных полок, с максимумом самостоятельного получения информации и возможности обзора.
В Русском музее мечтают представить развитие русского искусства за тысячу лет. А пока приводят подшефное хозяйство в порядок, работают конкретными программами, запрашивая суммы финансирования под определенный проект, а не приспосабливая планы работ под наличность. С каким-то стоическим пониманием отмечают наполовину снизившееся в этом году финансирование (вместо 1,6 млрд рублей федеральный бюджет выделил только 750 млн) - будут сокращать издательскую и выставочную деятельность и активнее работать с попечителями. И продвигать новые рекламные проекты: на улицах и даже в московском метро, где запустят передвижной состав с изображением акварелей из собрания музея.