0
1119
Газета Культура Интернет-версия

09.04.2009 00:00:00

Радио и маньяк

Тэги: кино, премьера


Название фильма не обманывает - отсылка к эпопее про маньяка в хоккейной маске тут неспроста. Как и все прочие отсылки. Что могло бы фильм вывести с уровня очередного "Нашего ответа Тарантино" на какую-то более удобоваримую орбиту. Но не вывело.

В безымянном городе орудует маньяк. Каждую пятницу мамаши прячут детей, улицы пустеют, граждане скрываются в квартирах, а кто-то и вовсе предпочитает уехать на пару дней подальше. Те, кто не успевает спрятаться, тут же гибнут. У маньяка, конечно, есть достойный противник - честный следователь "с судьбой" (Никита Высоцкий), который его вот-вот поймает. Но у следователя есть тупейший начальник (Михаил Ефремов), который ему, и без того нервному и контуженному, постоянно кровь портит и мешает бороться с преступностью. Что и дает о себе знать. Стоит маньяку попасться в лапы честному оперу, как начинается русская народная резня бензопилой.

Уже даже самые непонятливые продюсеры, кажется, смекнули, что за слоган "наш ответ Тарантино и Родригесу" можно в приличном обществе получить по морде. Все эти "трем им нос" - наверное, самые жуткие порождения постоянно встающей с колен отечественной киноиндустрии. Так что фильм "Пятница, 12" сразу, как только создатели его окрестили именно таким "ответом", был обречен на провал и на то, чтобы этих самых создателей закидали шапками. Ясно, что ждет зрителей: менты, бандиты, не смешные шутки ниже пояса, да еще вечный несчастный Михаил Ефремов... И вдруг - о чудо! - "Пятница" из контекста этих нелепых, вычурных и глупых "ответов" выпадает.

Владимир Зайкин пошел на удивление верным путем. На удивление - потому что от автора сценария фильма "Шекспиру не снилось" и от человека, который лет двадцать уже как балует публику комедиями "На кого бог пошлет" и "Любовь зла..." с Натальей Крачковской и Станиславом Садальским - так вот, от этого своеобразного персонажа даже тени здоровой, профессиональной иронии ожидать трудно, не то что какого-то мастерства и ловкости. Но тем не менее. Никакого гиньоля в самом сюжете не запланировано. То есть вся "родригесовщина" тут понята изначально верно, Зайкин понимает, как сделаны и "Бешеные псы", и "Однажды в Мексике". Как набор штампов, которые поданы с полным осознанием их избитости. То есть должно присутствовать то, что Брехт называл "отчуждением". Штампы в "Пятнице" как раз - самый сок. Контуженный следователь с постоянным закадровым монологом, да еще и сын, простите, Жеглова; затюканный маньяк-очкарик, да еще становится жертвой (разрази меня гром, Зайкин помнит "М" Фрица Ланга). Наконец, ближе к финалу открывается еще и любовная линия, связанная со следователем и оформленная уже вовсе в какой-то японский блокбастер 70-х. На этом фоне уже даже и писающий Михаил Ефремов оказывается какой-то тонкой концептуальной игрой.

Все было бы вовсе распрекрасно, если бы на свете жили только Тарантино, Зайкин да сценарий "Пятницы". Но есть тут, знаете ли, еще очень много людей. И вот они всю веселую игру режиссеру и портят. Может быть, так и надо, по мнению Зайкина, но актеры просто до отвращения стоеросовые. Ладно Никита Высоцкий, у которого степень драматизма выражается степенью выпученности глаз, - эка невидаль. Ладно маньяк, весь характер которого создатели фильма попытались утрамбовать в комичные гигантские очки. Но тут, кажется, нет ни одного актера вообще - все до единого играют как менеджеры среднего звена на капустнике к двадцать третьему февраля. Все прописанные Зайкиным цитаты и штампы играют предельно серьезно, без всякого отчуждения и даже тени иронии. Высоцкий, кажется, даже пытается играть какую-то высокую любовь и драматургически обосновать контузию. В результате передразнивание обернулось серьезным копированием. И отчуждения не получилось. Снова не фильм, а пшик, пустое сотрясение воздуха. Пусть фильм, говорят, и малобюджетный, но все равно жалко. Кризис на дворе все-таки могли бы этот малый бюджет потратить с большим толком, чем копировать пошлейшие штампы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
1031
Тулбурел

Тулбурел

Илья Журбинский

Последствия глобального потепления в отдельно взятом дворе

0
874
Необходим синтез профессионализма и лояльности

Необходим синтез профессионализма и лояльности

Сергей Расторгуев

России нужна патриотическая, демократически отобранная элита, готовая к принятию и реализации ответственных решений

0
812
Вожаки и вожди

Вожаки и вожди

Иван Задорожнюк

Пушкин и Лесков, Кропоткин и Дарвин, борьба за выживание или альтруизм и другие мостики между биологией и социологией

0
528

Другие новости