То, что даже название картины напоминает о провальном предпоследнем "Бэтмене", – неспроста. И цели, и средства у Саля и у Кристофера Нолана примерно одни. Но у одного из затеи оживить комикс прививками прочих жанров вышел пшик, а у другого – первостатейный фильм.
Когда-то талантливый финансист Неро Винч усыновил симпатичного малыша. Годы шли, Неро стал одним из богатейших людей планеты, главой корпорации-гиганта. И в один прекрасный день он умер при загадочных обстоятельствах. Фирма Винча оказалась в сложной ситуации, и возглавил ее тот самый малыш, только, конечно, уже выросший – Ларго Винч. И тут же обнаружил, что его окружают коварные враги, которые строят ему козни, и свое право на отцовскую компанию нужно отвоевывать кулаками.
Каждый жанровый фильм, снимающийся в Европе, ≈ медодрама, триллер, или, тем более, экранизация комикса – становится событием. В первую очередь, ввиду того, что зверь этот ≈ европейское жанровое кино ≈ уже лет тридцать как занесен в красную книгу. Поэтому выход французской экранизации бельгийского комикса о Ларго Винче сразу вызывает интерес. По той причине, что без подвоха тут обойтись не могло. Самому жанру кинокомикса, каким его привык видеть зритель, предстояла серьезная мутация.
Жером Саль еще прошлым своим фильмом показал, что это его стихия ≈ это элегантное превращение сказки о колобке в притчу, ловкая смена жанра. «Неуловимый» действительно ошарашивал тем, как Саль умудрился превратить боевик о поисках опасного преступника и его подружки в натуральную мелодраму. Над которой впору лить крокодиловы слезы. Причем сделал Саль это легко и элегантно: буквально парой штрихов. Отдав главную роль Софи Марсо и сняв все сцены погонь как будто для галочки, ничуть на них не сосредотачивая внимания зрителей. Но на сей раз он взялся сделать подобную пластическую операцию жанру куда более закостеневшему, чем боевик. Там все-таки была относительная свобода. В экранизации же комикса шаг в сторону сделал – и все, зрители шапками закидают. Вспомнить хотя бы того же «Бэтмен. Начало». Фильм-то был ведь не так и плох, но примириться с тем, что Готэм так похож на Нью-Йорк, Бэтмен имел что-то общее с монахами из Шао-Линя, а его родители не были героями Марио Бава, никак нельзя.
Саль взялся за комикс и попроще, и менее известный, чем «Бэтмен». В истории преемника империи Винчей нет ни концептуальных подвохов, ни глубоких аллюзий, ни подводных камней сюжета. Тут все просто, как дважды два. С другой стороны, сам язык кинокомикса европейскому кино чужд. Яркость, клиповость даже какому-нибудь Кунену дается с большим трудом. Саль же действует радикально во всем. На роль Неро Винча приглашает традиционно артхаусного актера, серба Мики Манойловича, любимого клоуна из кустурицевского балагана, кума Марко в «Андеграунде» и зловещего лесника в «Криминальных любовниках» Франсуа Озона. Для Кристин Скотт Томас тоже прежде верхом жанровости в кино был «Золотой компас». Клиповый монтаж и сверхскоростной, пусть и линейный, сюжет в сочетании с реалистичной трактовкой комиксного сюжета даются Салю на удивление легко. Никакой нелепости и топорности, никакого ощущения, что все это разыграно школьным драмкружком, а злой режиссер разрушает твою детскую мечту, нет.
Другое дело, что режиссер стилизовал комикс под обычный криминальный фильм очень тщательно, и мало кому и в голову-то придет, что сюжет заимствован из пестрой рисованной истории. Очень может быть, что цель его была именно такой ≈ Саль знатный пластический хирург, с него станется.