Сотрудник Интерпола с литературной фамилией Селинджер (Клайв Оуэн) теряет одного из своих агентов. Тот гибнет у него на глазах ≈ по официальной версии, от инфаркта. Хотя по-настоящему, убит отравленной иголкой. Вместе с мудрой и миролюбивой напарницей (Наоми Уоттс), Селинджер начинает расследовать деятельность люксембургского банка, который стоит за, кажется, всеми преступными кланами, бюрократами, революционерами и вообще является цитаделью мирового зла.
Том Тыквер всегда считался хорошим жанровым режиссером. Хотя особых оснований для такой репутации у него не было: трудно сказать, что его самый известный фильм – «Беги, Лола, беги» – это жанровое кино. Скорее, Тыквер в нем сумел ловко замаскировать под остросюжетный фильм вдумчивую драму. В первую очередь - с помощью динамичного сюжета. И «Лола» будет, наверное, своеобразным дамокловым мечом для Тыквера: что бы он ни сделал, надежды, которые он подавал десять лет назад, не оправдаются и не рухнут. Если только режиссер не додумается снять покадровый римейк «Лолы».
«Интернэшнл» – первая работа Тыквера в Голливуде, и тут ему был предоставлен карт-бланш: говорить, что продюсеры тут в чем-то виноваты, никак нельзя. Здесь есть лучший жанровый актер Клайв Оуэн, у которого, кажется, плохих ролей вовсе нет; чувствительная и женственная Наоми Уоттс в главной женской роли; наконец, заправский обаятельный кинозлодей Армин Мюллер-Шталь (вспомните хотя бы его доброго русского дедушку-мафиози из «Порока на экспорт»). Жесткое требование, как всегда в Голливуде, тут одно: продемонстрировать выживаемость в жестких рамках, умение работать с готовой формой. И Тыквер его, в общем, продемонстрировал ≈ жанр шпионского детектива режиссера не слопал с потрохами. Но тут Тыквер проделал, в общем, тот же фокус, что и с «Лолой». Только с меньшим мастерством и изворотливостью. Выдал за динамичный шпионский детектив самую абстрактную и туманную бесхребетную драму.
Страшное дело ≈ режиссер Тыквер совершенно потерял способность держать ритм фильма. Сними он «Лолу» сейчас, она бы не бежала, а ползла, как улитка. Динамика как будто Тыкверу не присуща от природы ≈ он нарочно пробуксовывает, тянет отдельные моменты. «Интернэшнл» полон необязательностей и непонятностей. Количество ненужных красивых эпизодов тут зашкаливает: то герой Оуэна сует голову в таз со льдом (а действие это ничего не объясняется), то взгляды и вздохи растягиваются на минуты экранного времени... Там, где сам бог велел хотя бы один эпизод (кульминацию) сделать динамичным или хотя бы изобразить какое-то подобие напряжения, саспенса, Тыквер наоборот тормозит, буксует: в сцене перестрелки в музее Гуггенхайма то и дело отвлекается на экспозицию, на то, как красиво пули влетают в стены. Он нарочно не желает держать зрителя в напряжении: его тут ровно столько же, как в жизни аквариумных рыбок. Всем этим Тыквер губит и без того не самую удачную драматургию «Интернэшнла». Вместо того, чтобы вытягивать путаный, сбивчивый сюжет хотя бы динамикой и видимостью интриги ≈ он нарочно любое напряжение сводит на нет.
Но это все даже не самое страшное: загубленные отличные актерские работы, убитый сюжет, зевающий зритель. Самое страшное ≈ то, что всему этому Тыквер умудряется придать какое-то высокое концептуальное значение. Сюжет невнятный? А вы что хотели ≈ мировая закулиса заметает следы. Шпионы такие ≈ их фиг поймешь. И все выстрелы здесь производит вовсе не тот, кто стрелял, а кто-то третий. И понять, кто враг, кто друг, невозможно. После всего этого становится ясно, что же так смущало и в «Лоле», и особенно в «Парфюмере»: смутное, но все отчетливо звучащее ощущение, что тебя пригласили в игру, а правил не объяснили. Вернее, с тобой играют в «дурака» по каким-то совершенно новым правилам.