0
880
Газета Культура Интернет-версия

11.02.2009 00:00:00

Остров сокровищ

Тэги: кино, премьера


кино, премьера

На российские экраны выходит «Австралия» База Лурманна. Создатель «Ромео и Джульетты» и «Мулен-Руж» остался верен своему почерку: при всей своей человечности и даже трогательности, фильм все же похож скорее на яркое шоу, чем на тонкую драму о колониальной любви.

Гордая и предубежденная англичанка Сара Эшли (Николь Кидман) едет в Австралию, где уже давно ведет какие-то хитрые сельскохозяйственные дела ее муж. Ехать надо, в первую очередь, потому, что Европа ≈ в огне Второй Мировой, а Австралия ≈ тихий уголок мира. Но стоит дамочке сойти с трапа, как местные дикари потрошат ее багаж, до усадьбы мужа по ухабам ее везет не знающий версальских манер погонщик скота Дровер (Хью Джекман), а приехав, она находит супруга убитым. Погоревав, мисс Эшли берет его дела в свои руки, выгоняет с фермы злобного управляющего Флетчера (Девид Венхем), который, к тому же, нечист на руку. А вместо него нанимает того самого мужлана Дровера. И вместе они направляются из одного конца владений Сары в другой ≈ гнать толстых быков.

Баз Лурманн ≈ своеобразный виджей. Он не столько снимает свое, сколько микширует чужое. Как какой-нибудь средней попсовости диджей кладет, скажем, народные песни на жесткий дискоритм, так и Лурманн делает всему традиционному, а иногда и избитому прививку клипового монтажа, ярких цветов, нескончаемого монтажа аттракционов. И поступает он грамотно: в качестве основы для такого микширования выбирает, как правило, самые избитые сюжеты: будь то «Ромео и Джульетта» или любовь в ночном Париже, как в «Мулен-Руж». Да и то, что уже второй фильм Лурманн делает с Николь Кидман в главной роли тоже вполне красноречив: пожалуй, она тоже, в некоторой степени, актриса-стереотип, говорим «актриса» - подразумеваем Николь Кидман. Казалось бы, с этими сюжетами сделать что-то уже просто невозможно хотя бы потому, что они вошли в разряд общих мест. Не то что экранизировать на полном серьезе ≈ хотя бы брать за основу картины шекспировскую историю это своего рода дурной вкус. Даром что последний, кто за нее брался до Лурманна ≈ певец всего, что можно обозначить как bad taste, хозяин «Тромы» Ллойд Кауфман. Но для Лурманна законы не писаны. С избитыми сюжетами и закостеневшими жанрами ему интереснее работать.

Нельзя сказать, будто Баз Лурманн начисто отказывается от банальных сюжетов и их «оживления». Здесь ≈ то же стерильное пространство кадра, словно из мультфильма, та же гладкость, завершенность каждой детали ≈ от усов героя до грязи на его ботинках. И то же ощущение подвоха. Просто на сей раз Лурманн работает с жанром, требующим обхождения более деликатного. Сюжет о колониальном романе между белой дамочкой и дикарем давно пора вписать в компанию «Ромео и Джульетты». Отличие одно ≈ сюжет этот сформирован кино. И потому ему не четыреста лет. Но сути это не меняет. Все бесчисленные фильмы о даме, которая приехала в Африку (Индию, Австралию, Папуа Новую Гвинею, наконец) и встретила там позднюю любовь, сделаны по одному шаблону. Бескрайние просторы, печальная музыка фоном, шляпки, пробковые шлемы, кругленькие очки, прокатимся по прерии на грузовике. Каждый из этих штампов Лурманн препарирует старательно и, честное слово, остроумно. На грузовик сажает, помимо дамочки и дикаря, компанию крикливых аборигенов с ружьями и, в довесок, пьяного бухгалтера. Дамочкины шляпки и бюстгалтеры первым делом разрывают и валяют в пыли грубые мужики, упившиеся ромом. Гордость и предубеждение оборачивает банальной строптивостью героини. Одним словом, все, что было в подобном жанре, Лурманн либо упрощает до примитивности, либо ставит под вопрос. Причем до такой степени, что «Австралия» в некоторые моменты вообще смотрится как комедия (чего стоит одно высказывание Дровера, которое тот повторяет по любому поводу: «Тысяча крокодилов»). И если раньше велико было сомнение, издевается он над зрителем и его благостным восприятием фильма, или на полном серьезе тешит обывателя своими изумрудами-алмазами-слезами, то теперь с ним все ясно: это такой тонкий юмор. Шутка.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
1031
Тулбурел

Тулбурел

Илья Журбинский

Последствия глобального потепления в отдельно взятом дворе

0
874
Необходим синтез профессионализма и лояльности

Необходим синтез профессионализма и лояльности

Сергей Расторгуев

России нужна патриотическая, демократически отобранная элита, готовая к принятию и реализации ответственных решений

0
812
Вожаки и вожди

Вожаки и вожди

Иван Задорожнюк

Пушкин и Лесков, Кропоткин и Дарвин, борьба за выживание или альтруизм и другие мостики между биологией и социологией

0
528

Другие новости