Вручение 13-й национальной премии ТЭФИ проходило в ГЦКЗ «Россия» в Лужниках (19 сентября – «Профессии» в 24 номинациях, 21 сентября – «Лица» в 16 номинациях). Всего на конкурс было подано 455 работ, из которых телеакадемиками предварительно были выбраны финальные тройки лучших. По ним в процессе церемоний и проходило окончательное голосование.
ТЭФИ-2007 не назовешь иначе как триумфом Первого канала: он собрал 24 награды. И если в развлекательном жанре выбор академиков возражений не вызывал (лучшая ведущая ток-шоу – Лолита Милявская, «Без комплексов», лучший ведущий развлекательной программы – Иван Ургант, «Цирк со звездами», лучшие продюсеры – Константин Эрнст, Александр Файфман, «Звезды на льду», «Цирк со звездами», лучшее ток-шоу – «Закрытый показ» с Александром Гордоном и т.д.), как и признание лучшим эфирным промоушном промоушн сериала «Остаться в живых», а лучшим телевизионным дизайном – дизайн «Формула Первого»┘ То голосование академиков в информационно-аналитическом жанре заставило зал роптать и открыто выражать недовольство. Лучшей информационной программой было названо «Время» (конкурировало с «Вестями» («Россия») и итоговым выпуском РЕН-ТВ «24»), лучшим ведущим информационно-аналитической программы – Петр Толстой за «Воскресное время» (конкурировал с Юлией Мучник из Томска, «Час пик», и Марианной Максимовской, РЕН-ТВ, «Неделя»). Лучшей информационно-аналитической программой оказалась программа канала «Россия» – «Вести недели» с Андреем Кондрашовым (конкурировала с томским «Часом пик» и «Неделей», РЕН-ТВ). Если вспомнить, что в начале месяца независимые телекритики признали «Неделю» единственной сбалансированной итоговой информационной программой и назвали Максимовскую и ее команду «персонами года», – решение академиков можно определить как более чем странное. Впрочем, телекритика назвала также самым заметным событием телесезона сериал Николая Досталя «Завещание Ленина» – телеакадемики же отдали первенство за сценарную, режиссерскую, операторскую, актерскую (лучшая исполнительница женской роли Ольга Сутулова) работы телевизионному сериалу «Ленинград». Кроме того, он стал лучшим мини-сериалом. Правда, один-единственный Орфей перепал и «Завещанию Ленина» – а может быть, ему просто «повезло» с компанией? – из фильмов «Офицеры» и «План Б» академики, так и быть, выбрали его, признав лучшим телевизионным сериалом. Конечно, о вкусах не спорят, но в данных случаях – с Максимовской и с «Завещанием Ленина» – речь, несомненно, идет о явном – и абсолютно никем не скрываемом – корпоративном голосовании. Открытое голосование, не совместимое с возможностью обьективной, а не корпоративной оценки, создало неприятную, почти аморальную атмосферу на главном телевизионном празднике года.
Главной интригой нынешней ТЭФИ было – кому будет вручен приз «За вклад в российское телевидение» (тем более что определялось это тайным голосованием задолго до церемонии). В кулуарах робко называлось имя Мананы Асламазян, звучало и имя первого социолога российского телевидения, основателя «старого» НТВ, Всеволода Вильчека, недавно ушедшего от нас. Однако приз был вручен любимому всеми Николаю Николаевичу Дроздову, чей выход – и пребывание на сцене – оказались самыми приятными мгновениями церемонии «Лица». Также специальным призом академии была отмечена легендарная программа «Взгляд», которой в этом году исполняется 20 лет, причем статуэтку Орфея вручал Михаил Горбачев. Увы, не все его слова прозвучали в телеэфире – в трансляции церемонии тем же вечером (21-го) по каналу СТС. Подробнее об этом и об остальных победителях ТЭФИ читайте в пятницу в «НГ-антракт».