«Простодушный» еще только готовится к постановке на сцене миланского театра Ла Скала, но уже вызвал целый шквал полемики, несмотря на то что дирекция театра буквально молит о том, чтобы ее избежать. В то время как пресс-секретарь театра Карло Мария Челла сообщил о том, что «театр намерен просить Роберта Карсена удалить из спектакля сатирическую часть», а директор Ла Скала Стефан Лисснер без обиняков заявил, что «спектакль не будет поставлен на сцене театра, поскольку идет вразрез с его художественной линией», сам режиссер утверждает, что с ним никто не говорил по поводу спорного спектакля. Более того, согласно режиссеру, сам господин Лисснер присутствовал на «прогоне» спектакля в Париже и не скупился на комплименты. Что же послужило причиной столь яростных нападок на автора постановки? Виной всему сцена, в которой ряд сильных мира сего, а именно Блэр, Путин, Буш, Берлускони и Ширак, в одних спортивных трусах и галстуках национальных цветов своих стран, изрядно навеселе, лихо отплясывают на надувных матрасах, едва держащихся на поверхности донельзя загрязненного моря. Намек предельно ясен – прошедший саммит «большой восьмерки», в повестке дня которого стоял пункт о борьбе с загрязнением окружающей среды. Правая итальянская печать обрушилась с нападками как на «французское культуртрегерство, превзошедшее самые эксцентричные итальянские образцы», балаган, в котором самые влиятельные главы государств выставлены в роли шутов, и шоу для дефективных, поставленное в Париже и протащенное с черного хода в Милан. Особое негодование у итальянских правых, однако, вызвал тот факт, что в этом «неслыханном издевательстве» на сцене Италию представляет не кто иной, как Сильвио Берлускони. Дело в том, что все остальные главы государств – политики действующие, власть предержащие, в то время как Сильвио Берлускони – премьер отставной. Иными словами, будь на месте Берлускони в спектакле нынешний левоцентристский премьер профессор Романо Проди, и все было бы хорошо, возможно, даже, что правая печать похвалила бы спектакль, а так получается пощечина общественному вкусу, да и только!
Сам режиссер начисто отметает критику правых, разъясняя, что речь идет о сатире, а это чистый театр, и ничего больше. По мнению Карсена, театр эфемерен по определению, равно как и политика. В политике все переменчиво, а посему 20 июня 2007 года, дата премьеры в Милане, Ширак и Блэр уже удалятся от дел, а в 2008 году, когда режиссер намеревается привезти свою новаторскую постановку в Лондон, уйдет в отставку и Путин. Тогда-то и будет идеальный момент и подлинный звездный час «Простодушного». Пока же из 5 политических лидеров, представленных на сцене, именно Сильвио Берлускони является наиболее подходящей фигурой для исполнения отведенной ему роли в силу того, что как политик он вышел в тираж.
В романе Вольтера герой встречается в кафе с шестью (а не с пятью, как в спектакле) бывшими королями, потерявшими свои королевства.
Режиссер перенес действие романа в наше время, предоставив возможность зрителю взглянуть на животрепещущие проблемы современности, такие, как экология и война, сквозь призму голубого экрана (спектакль идет в обрамлении гигантского телеэкрана), что, по замыслу режиссера, должно символизировать всесилие телевидения в эпоху глобализации. Роберт Карсен отнюдь не скрывает того факта, что актуальность спектакля выражается также в ссылке на бесполезные международные саммиты, равно как и то, что, по его мнению, «Простодушный» представляет собой политическую, социальную и интеллектуальную сатиру, а задача режиссера заключается в том, чтобы дать публике ключ к пониманию связи с современностью. По словам режиссера, он ничего не менял в музыкальной композиции спектакля, внеся лишь незначительные поправки в текст, одобренные Фондом Бернстайна, которому принадлежат авторские права.
Полемика полемикой, а что же сам Берлускони? Оказавшись вопреки желанию в центре полемики, он хранит молчание. Однако итальянская газета «Мессаджеро» напоминает, что в бытность премьер-министром в 2002 году он однозначно высказался по поводу цензуры спектакля «Лягушки» Аристофана, поставленного в Сиракузе режиссером Лукой Ронкони. Тогда также разразился скандал, поскольку на сцене были выставлены портреты некоторых министров правительства Берлускони, а также видных политиков находившейся тогда у власти правоцентристской коалиции. В тот период Берлускони заявил: «Нельзя душить сатиру, поскольку она является выражением демократии, в которой мы живем». Значит, можно интерпретировать молчание заинтересованного лица как знак согласия в пользу постановки.
Рим