В течение июня в Москве проходят дни австрийской столицы. В течение месяца москвичам предоставлена возможность познакомиться с культурой обитателей Вены: свое искусство демонстрируют режиссеры, музыканты, балетмейстеры, модельеры и даже кулинары. Наиболее значительная из художественных экспозиций, представленных в рамках «Дней Вены», – выставка «Искусство ХХ века. Взгляд из Вены» – находится в Музее современного искусства, что на Петровке.
Более полусотни графических листов (здесь и рисунок, и акварель, и коллаж, и печатная графика), впервые привезенные в Москву, не только представляют панораму австрийского и прочего европейского искусства XX века, но и демонстрируют часть одной из наиболее авторитетных европейских коллекций авангарда. Это собрание монсеньора Отто Мауэра, проповедника, коллекционера, галериста. Служба на ниве Церкви не мешала служить искусству – поддерживать молодых художников-абстракционистов и покупать пронизанные эротизмом работы Эгона Шиле и Карла Хофера. В 1954 году Отто Мауэр основал «Галерею Святого Штефана» (в честь этого же святого освящен венский кафедральный собор), которая со временем стала самым значительным собранием авангарда в Вене и одним из крупнейших в Европе.
В России представлена лишь небольшая часть коллекции. Представлены работы 46 художников разных европейских школ и стилевых направлений практически всего XX века, точнее с 1905 по 1975 г. Коллекция весьма разнообразна. Это и собственно австрийское искусство, за которое так ратовал монсеньор Мауэр, от Густава Климта и Эгона Шиле до Фриденсрайха Хундертвассера. Кстати, Климт, один из основателей венского Сецессиона, представлен замечательным карандашным эскизом знаменитого портрета Адели Блох-Бауэр 1911 года, истинным воплощением стиля модерн на австрийской почве. Но работами своих соотечественников коллекционер не ограничивался. Есть здесь и великолепные французы, и экспрессивные немцы, и так называемая парижская школа, объединившая под свободным небом французской столицы выходцев из разных стран, в том числе из России. Одно из центральных мест занимает литографический «Женский портрет» Пабло Пикассо, выполненный в 1939 году. В это время художник был близок с фотографом и художницей Дорой Маар, ставшей на какое-то время его музой и принимавшей участие в работе над одним из самых известных полотен мастера «Герника». Он часто писал ее, в разном антураже, и возможно, что на этом портрете изображена именно Дора. Среди работ французов стоит отметить яркую литографию Анри Матисса, одну из большой серии, посвященной джазу, и беспредметную композицию любителя перформансов Жоржа Матье с трогательным посвящением Отто Мауэру. Наши соотечественники, влившиеся в контекст европейской культуры, – это, конечно, Марк Шагал, без которого не обходится, пожалуй, ни одно собрание этого периода, с цветными литографиями 1950-х годов, Александр Архипенко, кажется, перенесший на плоскость листа свои скульптуры, гравюры работавших в Германии Василия Кандинского и Алексея фон Явленского.