Августу Сильному нелегко было носить этот алмазный аксельбант – все-таки почти 220 каратов.
Что может выразить саму суть слова «роскошь» лучше, чем драгоценные камни в изящной оправе, превращенные фантазией и умелыми руками ювелира в украшения могущественного владыки? Пожалуй, тут у драгоценностей конкурентов нет. Подтверждение тому можно увидеть сейчас в Мироваренной палате Патриаршего дворца в Кремле, где на прошлой неделе открылась выставка «Кабинет драгоценностей Августа Сильного», представившая уникальные предметы из коллекции дрезденских Зеленых Сводов. Экспозиция, ставшая одним из центральных событий празднования музеями Кремля своего 200-летнего юбилея, продолжает долгосрочную программу «Королевские и императорские сокровищницы в Кремле», в рамках которой уже привозили в Москву сокровища Габсбургов и французской короны.
Алмазы, рубины, сапфиры и изумруды в изящной оправе лучших придворных мастеров, фигурки с крупными барочными жемчужинами, эмалевые портреты, табакерки, часы и настольные украшения, выполненные в XVIII веке, были частью одного из лучших королевских собраний своего времени. Они услаждали взгляд владельца, вызывали удивление и восторг приближенных, демонстрировали богатство и мощь конкурентам.
Свое название – Зеленые Своды – коллекция драгоценностей Дрезденского замка получила по цвету отделки древнего тайного хранилища, располагавшегося в цокольном этаже еще в XVI веке. Много позже, в начале XVIII века, Август Сильный решил сделать сокровищницу доступной для обозрения, и приказал переоборудовать помещения Зеленых Сводов в Дрезденском замке-резиденции в музей, куда с монаршего дозволения стали допускать группы посетителей численностью не более пяти человек и только в сопровождении королевского инспектора. Для оформления залов пригласили лучших придворных архитекторов, которые украсили их саксонским мрамором, зеркальными и лаковыми панелями, позолоченной резьбой. Однако название осталось прежним.
Самая интересная и значительная часть сокровищницы – ювелирные гарнитуры. Во время государственных торжеств и публичных празднеств они демонстрировали власть и богатство, но одновременно были и финансовым резервом, под залог которого можно было получить кредит. В состав гарнитура входили запонки для манжет, пряжки для туфель и для штанов-кюлотов, нарядная застежка-аграф или замысловатый эгрет (украшение с навершием в виде султанчика, пера или ветки) для шляпы, а также не менее 6 дюжин пуговиц для кафтана и камзола. К этому добавлялись знаки орденов, среди которых самым древним и почитаемым в Европе был орден Золотого Руна, и парадное оружие – придворная шпага в ножнах на расшитой и украшенной драгоценностями перевязи или охотничий нож. Зрелище, вероятно, было впечатляющим – платье из бархата, затканного золотом или серебром, и полный гарнитур, усыпанный алмазами, среди которых выделялись крупные цветные камни.
Всего для Августа Сильного было изготовлено 10 ювелирных гарнитуров. Самым сложным при их изготовлении было найти красивые самоцветы крупных размеров и высокой чистоты. В аграф для шляпы из бриллиантового гарнитура вставлен редкий алмаз весом около 41 карата, который называют «Дрезденским зеленым». Исключительной чистоты камень свою необычную селадоново-зеленую окраску получил в результате естественной радиоактивности в недрах земли и был куплен сыном Августа Сильного по баснословной цене.
Ювелирные украшения то и дело становились жертвами войн, финансовых кризисов и прежде всего меняющейся моды. Остатки некогда богатых собраний драгоценностей сохранились лишь в немногих исторических коллекциях – в национальном дворце Ажуда в Лиссабоне и в Оружейной палате Кремля. И только в Дрездене, в Зеленых Сводах, прекрасно сохранились до сегодняшнего дня ювелирные гарнитуры эпохи барокко, во многом благодаря тому, что в начале XIX века сокровища были объявлены неприкосновенным и неотъемлемым достоянием государства.
Сейчас в Дрезденском замке заканчивается реконструкция экспозиции разрушенных во время Второй мировой войны Зеленых Сводов. В сентябре она торжественно откроется, и с этого момента лишь единичные экспонаты смогут покинуть стены музея для показа на выставках. Так что возможность увидеть в Москве драгоценности Августа Сильного действительно уникальна. А пока можно вспомнить слова одного из его современников, описавшего в 1723 году блистательный дрезденский двор: «Под покоями ее высочества королевы находятся Зеленые Своды, в которых во все времена курфюрсты хранили великие сокровища и собрания драгоценностей и великолепнейших работ самых именитых мастеров Европы. Нет такого человека, который смог бы описать их словами; чужеземец же должен почитать за великое счастье, коли удостоится дозволения взглянуть на богатства сказочной красоты и ценности».