После назначения Александра Соколова в марте 2004 года на пост министра культуры и массовых коммуникаций РФ Московская консерватория, где он до этого момента был ректором, осталась без хозяина. В XXI веке МГК живет неспокойно: чего стоят только уже вторые по счету за последние четыре года выборы ректора, пожар в основном учебном корпусе, предстоящий ремонт Большого зала. А между тем, сохраняя внешнюю функцию жизнедеятельности, принимая на обучение и выпуская из своих стен студентов, консерватория словно бы самоустранилась от осмысления главной своей задачи – четкого представления о том, чем будут заниматься ее выпускники после окончания аlma mater. Сегодняшнее состояние музыкального рынка не дает музыкантам никаких гарантий востребованности, поэтому многие, получив, как мы любим говорить, лучшую в мире школу исполнительского мастерства, навсегда расстаются со своей профессией. Стоит ли напоминать, что государственные деньги, потраченные на обучение студентов, в итоге оказываются «неотработанными».
Прошлые выборы ректора Московской консерватории были безальтернативными: выдвинувший свою кандидатуру на этот пост вместе с Александром Соколовым композитор Александр Чайковский в день выборов выступил с заявлением о решении не продолжать борьбу. Правда, через четыре года – в январе 2005 года – он столь же безальтернативно был избран ректором Санкт-Петербургской консерватории, где последнее время события складывались также непросто. После ухода с поста ректора Владислава Чернушенко, против которого были выдвинуты обвинения в финансовых нарушениях, консерватория жила под началом исполняющего обязанности ректора Сергея Ролдугина, затем – опять же и.о. ректора – Александра Чайковского.
На этот раз МГК выбирала своего ректора из трех кандидатур: заведующего кафедрой камерного ансамбля и квартета МГК, пианиста, профессора Тиграна Алиханова, художественного руководителя и главного дирижера Государственной хоровой капеллы Валерия Полянского и заведующего вокальной кафедрой МГК, профессора Петра Скусниченко. Тайным голосованием, в котором приняли участие 189 человек, ректором был избран Тигран Алиханов, за которого отдали свои голоса 100 делегатов. Тигран Алиханов родился в 1943 году в Москве, в семье физика-ядерщика и скрипачки. Окончил Московскую консерваторию по классу фортепиано у профессора Льва Оборина, в 1967 году выиграл конкурс Маргариты Лонг и Жака Тибо в Париже. В МГК преподает с 1971 года. Является солистом Московской филармонии, ведет активную концертную деятельность. Имеет звание народного артиста России. Считает, что ректор должен находиться в гуще событий, а не сидеть в кабинете с секретаршей.
Тигран Алиханов заявил, что намерен сконцентрировать свою работу на заботе о студентах консерватории, на повышении профессионального уровня учащихся и решении проблем их трудоустройства: «Речь о людях, а не о зданиях. Не будет студентов – не будет консерватории».
В планах – развитие концертной деятельности консерватории и создание концертных абонементов, организация производственного оркестра, который будет обслуживать дирижерскую и композиторскую кафедры, ремонт помещения оперной студии, присоединение к Рахманиновскому корпусу одного из прилегающих зданий, в помещениях которого наконец-то сможет разместиться богатейший библиотечный архив МГК (нынешнее помещение, где сейчас хранятся нотные и книжные редкости, неприемлемо для содержания архива). Кроме того, ректор намерен развивать деятельность консерваторского издательства, заняться строительством дома и пансионата для сотрудников консерватории, провести ремонт в общежитии, добиться повышения зарплат концертмейстерам и хозяйственным работникам.
Слова Алиханова о том, что ректор должен знать всех студентов в лицо, как их знал долгое время ректорствовавший в консерватории Сергей Танеев, присутствовать на всех экзаменах, а не знакомиться с самыми талантливыми учащимися на концерте выпускников, прозвучали в стенах консерватории впервые со времен царя Гороха. Это, пожалуй, то, чего действительно не хватает консерватории, чтобы в ее стены, пусть пока не до конца отремонтированные, вернулась атмосфера творчества, которой когда-то она так славилась.