«Белокурая Венера» Марлен Дитрих была русская душою.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
«Для женщины красота важнее ума, потому что мужчине легче смотреть, чем думать», – когда-то изрекла Марлен Дитрих. Однако ее постижение славы опровергает первую часть афоризма. Многочисленные фотографии – свидетели того, что при наличии ума за красотой дело не станет. В «Галерее на Солянке» открылась выставка, точнее, мультимедийный проект (потому как сопровождается показами фильмов с ней и о ней) – «Марлен Дитрих: Я русская душой».
Ранние кадры дамы, не оставшейся при дворе Третьего рейха, обнаруживают коренастую немку с невысокой шеей и, как сказали бы сегодня, «тяжелыми» ногами. А вот специальные фильтры, рассеивающие яркое освещение при съемке, перенесенные на лоб брови, удаленные для впалости щек зубы, припорошенный накладными ресницами взгляд – это то, посредством чего она превратилась в знаменитый образ. Многоликий – Марлен постоянно меняла детали, одни брови сколько раз менялись. Можно в тысячный раз повторить тот факт, что Марлен – продукт кропотливой работы Джозефа фон Штернберга, режиссера, зажегшего звезду. Внук Григория Александрова говорит, что это дед подвел к фон Штернбергу 29-летнюю Дитрих в одном из варьете. Собственно, она и раньше снималась в кино, но все как-то незаметно. Помог «Голубой ангел», к тому же, как первый звуковой немецкий фильм, он добавил к амплуа актрисы еще и амплуа певицы. Вывод: изначальное отсутствие красоты поправимо стратегическим умом.
Более 60 снимков, что выставлены в Москве, пересняты с оригиналов берлинского фонда «Немецкая кинематика». Это не те привезенные из Америки фотографии актрисы, выставлявшиеся 5 лет назад в галерее «Дом Нащокина». Вместе с работами таких мастеров объектива, как Сесил Битон, Эдвард Штайхен, Ласло Виллингер, висят фотографии и неизвестных авторов. Наряду с детскими изображениями, постановочными из студий, со съемок – бытовые кадры. Например, встреча с подругой в аэропорту Тель-Авива – Дитрих жмурится в поспешных объятиях. Подобно Клавдии Шульженко, она концертировала перед солдатами буквально «с колес» – в Италии 1944 года ее запечатлели выступающей на фоне кузова грузовика. Или вот она с друзьями – Эрихом Марией Ремарком, Фрицем Лангом, Дугласом Фербенксом.
Глядя на открытки с изображением Марлен, современный зритель что-то или кого-то вспоминает. Кто-то – Любовь Орлову, кто-то – Мэрилин Монро, кто-то – Мадонну, кто-то – Ренату Литвинову. Открытки – из собрания Алексея Прокаева из Самары, инициатора выставки, который много лет коллекционирует все, что связано с Дитрих. В Поволжье, куда первоначально приезжала экспозиция, побывал внук актрисы. Дочь – Марию Рива – ждали в Москве, но в силу преклонного возраста автор мемуаров «Моя мать Марлен Дитрих» совершить путешествие отказалась.
Правда, по части «русскости» «белокурой Венеры» выставка не особо убеждает, разве что можно вспомнить о ее многократных признаниях в любви к русской культуре. Можно еще вспомнить, как она целовала руки Паустовскому во время визита в СССР. Тогда же она оставила автограф поклоннице, который ныне тоже выставлен в галерее.