0
868
Газета Культура Интернет-версия

25.10.2004 00:00:00

Визит царевны

Тэги: экспозиция, воробьевастебельская, маревна


экспозиция, воробьева-стебельская, маревна Маревна. Друзьям с Монпарнаса посвящавется.

Она вовремя уехала. Никому не известная Мария Воробьева-Стебельская вернулась на родину состоявшейся Маревной посмертно. Впервые на территории бывшего Союза открылась выставка русской художницы, проведшей свою жизнь за границей.

В начале десятых годов двадцатого века ученица Строгановского училища оказалась в Париже и попала, что называется, под влияние окружающей среды. Но и там обнаружилась завораживающая индивидуальность Маревны. Мария привезла это прозвище из Италии. «Буревестник революции», который ей встретился на Капри, углядел в чернобровой блондинке с прозрачными глазами «морскую королевну». Или же вспомнил русскую сказку про Марью-Маревну и Кощея Бессмертного.

Там же, в Париже, Маревна знакомится с Диего Риверой. Ее далекая от классических канонов красоты внешность в сочетании с обаянием, живостью и эпатажем напоминает о другой художнице, Фриде Кало. После романа с уплывшим в 1921 году в Мексику Риверой осталась дочь Марика, которая через много лет нарисует портрет матери опять же в стиле автопортретов Кало.

Большинство работ московской экспозиции собрано из частных коллекций, остальные – из женевского музея Пти Пале. Творческий расцвет начался у Маревны, разменявшей шестой десяток. Отчасти это обусловлено общим настроением Европы в преддверии войны; ее картины, они же источники дохода, плохо продавались. Тем не менее она не переставала их писать, хотя впоследствии пришлось зарабатывать росписью текстиля в угоду домам мод.

Вероятно, ее можно назвать единственной, кто сохранил особенности так называемой Парижской школы, чтобы воплотить их потом, к середине прошлого века. Ранние работы – «Солдат и женщина в противогазах» 1914 года, «Автопортрет с натюрмортом» 1917-го – молодежное увлечение популярным кубизмом. Со временем художница смягчает его формы, смешивает с пуантилизмом (техника создания рисунка точечными мазками), параллельно обращается к рафинированному стилю того и другого. «Уравновешенная» геометрия приглушенных цветов и пастельных тонов «сахарная крошка» пуантилизма – из нескольких десятков картин на выставке почти равное количество произведений в двух разных жанрах.

Маревна. Плакальщицы на зеленом. 1954 г. Фото предоставлены пресс-службой Государственной Третьяковской галереи

Среди многочисленных портретов выделяется изображение взрослой дочери. Слегка граненное кубизмом лицо – темная Марика в молочной чалме и красно-квадратном свитере. Однако на первом плане знаменитый триптих «Друзьям с Монпарнаса посвящается». Спустя много лет Маревна вспоминает на холсте близких ей людей. Вот совсем молодые Эренбург, Модильяни, Сутин, Кислинг, Ривера и сама художница с дочерью-подростком. Следующая картина примерно того же времени – 60-х годов, – уже полная возрастная противоположность. В квадраты складываются поседевшие Шагал, Пикассо, Леже, снова Эренбург и Ривера – кто с книжкой, кто с трубкой и кошкой, кто с газетой, кто с голубем, кто с поднятой рукой. В центре третьей – Горький с Маревной в окружении Сутина, Волошина, все того же Эренбурга и Цадкина, растягивающего гармонику.

Маревна продолжала рисовать почти до самой своей смерти в 1984 году. На ее фотографиях уже последних лет – это улыбчивая старушка, все в тех же, как и в молодости, экстравагантных драпировках, среди мольбертов, внуков, кошек и собак, так и не успевшая превратиться в уставшую от жизни посредственность.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2044
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1311
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
970
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1276

Другие новости